Александра Вампилова, вообще близко воспринимавшего дела геологов через брата минералога Михаила, необычайно задела история с венком. Несколько дней Александр испрашивал подробности, ходил в камералку на улицу Чайковского, искал встреч с участниками проделки.
Тогда мы не понимали, как можно повернуть эту неудачную шутку, чтобы раскрылась значительность происшедшего. А начинающий драматург увидел в неудачности драматургический момент. И Александр со свойственной ему напористостью и последовательностью стал разрабатывать жилу по этому случайному и вроде бы нетипичному случаю, раскрывая его во фланги и на глубину.
В результате написалась «Утиная охота», в которой есть самобытное сочетание правды и остроты современного жизненного расклада. Стенка встретила пьесу с полным пониманием.
Худсовет собрался в каком-то подсобном отсеке прекрасного здания драмтеат-ра, выстроенного, как любил говорить Александр, сообразно вкусам сибирского негоцианства. Нас поразило первым делом обилие старичков и старушек среди членов совета театра. Многих мы и не видели в спектаклях, но на теперешнем заседании они явно задавали тон. Даже главный режиссер театра заискивал перед заслуженными старичками. А молодежь вообще теснилась по углам, не смея прерывать старших.
– Что за писатель такой?
– Какой-то Вампиров.
– Ну, что ж, послушаем...
Александр был уверен, что написал стоящую вещь. Главное, пьеса максимально сближена с нуждами, треволнениями сегодняшнего человека. Разве это может оставить равнодушным художественно чутких людей, пусть что-то еще и не удалось по мастерству вывести на уровень старой драматургии?!
И Александр начал читать мягким своим, выразительным, расстановочным голосом. Мы заслушались в какой уже раз... И вспомнили, что мы не в Рабочем предместье только тогда, когда Александр глуховато объявил: «Занавес».
И тут начали прокашливаться члены худсовета, поглядывая ревностно друг на друга: не выскочил бы вперед кто поменьше. Но поднялся самый знатный старичок с седыми бакенбардами, багровым носом и галстуком-бабочкой.
– Нет, не Шекспир перед нами, далеко не Шекспир! – произнес он роковые слова.
За первым оратором слово взяла сухонькая старушка в капроновой шляпке, с раскрытой книжкой в руке и огромным значком лауреата областного смотра культуры на лацкане пиджака. Подняв глаза к потолку, передовица затянула:
– Не знаю, как кто, но я целиком против... Где-то я уже видела гроб, который вносят на сцену... В зарубежном спектакле...
– Маяков нет! – забасил известный актер, который всегда играл исключительно героев положительного плана. – Где маяки, хочется спросить молодого автора?
– Так моя вещь не о море, – с наигранной растерянностью ответил Александр. – Это же про утиную охоту...
– Вот и охотьтесь в другом месте на здоровье, молодой человек!
Не могли переломить настроение «знатоков» сочувствующие нам, литературной поросли, завлит театра Раиса Васильевна Курбатова и ее муж, незаурядный актер и режиссер Александр Николаевич Терентьев. Не смогла поддержать их и сочувствующая молодежь.
Когда мы уходили, молодежь возбужденно зашепталась по углам, но в открытую продемонстрировать свою солидарность с автором тогда не посмела.
На лестнице нас догнал мужчина фронтового возраста, о чем свидетельствовали и орденские планки на мятом пиджаке.
– Паренек, ты не верь им! – заговорил мужчина, заметно заикаясь. – Написано крепко! Раздел в том числе и нас. Оттого залютовали. Но так держи! Еще будут ставить, читать, обсуждать!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Владимир Кириллин, заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, академик. Беседу ведет специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешков