Упомяну лишь о встречах, не записанных Симоновым.
1944 год. Мы поселились в только что освобожденном Люблине, в квартире польского врача, человека, достойного отдельного рассказа: когда бой пришел на улицы города, наш хозяин по собственной воле перевязывал тяжело раненных красноармейцев и эвакуировал их в тыл вместе с нашими санитарами. Некоторые черты люблинского врача (при измененной национальности героя) возникли потом в героях пьесы «Под каштанами Праги».
Нас было трое – Симонов, Борис Горбатов и я, корреспонденты «Красной звезды», «Правды» и фронтовой газеты «Красная Армия».
Заняли большую комнату, затопили камин. Борис нашел колоду карт и увлекся раскладыванием пасьянса. Это было его любимое занятие, не раз вызывавшее насмешки. Он тихо разговаривал с королями, валетами и с самим собой. Симонов засел за стихи, я, кажется, тоже.
Если взглянуть со стороны, странная возникла бы картина: трое военных что-то шепчут и бормочут – каждый сам с собой разговаривает. Один опустил глаза, а двое вздымают взор к потолку... Наше молитвенное состояние скоро было нарушено: вошел польский врач и спросил, знают ли Панове о страшной, совершенно секретной фабрике, находящейся на восточной окраине города. Из трубы в течение целого дня определенными порциями выходил черный жирный дым, обладающий тошнотворным запахом. Очень страшные слухи ходят об этой фабрике, но толком никто ничего не знает...
К неудовольствию Бориса Горбатова, Симонов собрался немедленно: едем туда!
Я не буду вновь описывать Майданек – лагерь уничтожения. Есть гневное его изображение в сочинениях Симонова и Горбатова, есть фильм, опубликованы документы. Страшные склады волос казненных, груды очков и холмы детской одежды, штабеля чемоданов, меченных белой краской «Сара», крематории и клумбы, удобренные человеческим пеплом, мы осматривали вместе. Шли потрясенные, оглушенные. Взяли друг друга за руки, уже не знаю, почему. Может быть, нужна была цепь человеческого тока.
С наступлением ночи нам пришлось прервать осмотр: электричество было выключено, в одном из бараков группа оставшихся в живых полупомешанных узников, не понимающих, что они освобождены, затеплила плошки, похожие на лампады. Невыносимо!
Мы вернулись в квартиру люблинского врача. Молчали. Симонов стал записывать, поднял лицо – все в слезах. Сказал:
– Подъем в шесть. Выезжаем в Майданек к семи утра. В двенадцать кончим осмотр, к пяти отпишемся и отправим статьи и снимки в редакции. Договорились? Все четко...
Следующая фронтовая встреча – завершающие дни войны.
События развивались с невероятной быстротой, сходились мы ненадолго на командном пункте генерала Чуйкова. Преимущественно глубокой ночью: там было много товарищей, тот же Борис Горбатов, Роман Кармен, Всеволод Вишневский, Тихон Хренников, Матвей Блантер...
Мы с Симоновым подружились с замкомандующим армией генералом Духановым, и он пригласил нас посетить радиостанцию Кенигсвустергаузен. Это я теперь говорю «пригласил» и «посетить», а тогда предстояло ее захватить: бои затихли, но война еще не кончилась, а радио-Берлин осталось как бы в стороне.
Экспедиция состояла из нескольких «виллисов» с автоматчиками, переводчика, грузовика – мастерской армейских связистов, именуемой «техлетучкой».
С нами были композиторы Хренников и Блантер.
Мы застали радиоцентр в странном состоянии. Он безмолвствовал, но вся техника была в полном порядке, что называется, на ходу. Технический персонал в белых халатах находился на службе – операторы возле аппаратов ожидали указаний. А было это уже после капитуляции, в мае...
Симонов был весел:
– Какой эпизод для пьесы! Война кончилась, Йозеф Геббельс отравился, а персонал радио все ждет, когда хромой рейхсминистр пропаганды приедет произносить речь о победе!
Генерал Духанов спросил у майора-связиста, есть ли записи последних передач: человек тонкий, он понимал, что эти дни в Берлине до краев наполнены историей...
Последних записей не оказалось, и тогда генерала осенила озорная идея – пусть поэты и композиторы запишутся на берлинской радиостудии. Это будет первая запись в новой Германии.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Письма из окопа, сохраненные на всю жизнь