Печатью дара божьего,
На честные пути,
Немало их оплакала
(Пока звездой падучею
Проносятся они).
А вернее, вся сила даже не в Грише, а в его песне — это уже как у Гоголя с его птицей-тройкой. Нет, песня у Некрасова—не герой поэмы-былины, она — надежда. Песня — это воплощенная в слово душа народная. Россия-песня. А песню поют, чтобы верить...
Рать подымается —
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!..
Песня побеждает зло. В песне — счастье Руси, потому что Русь, по Гоголю,— тройка, потому что Русь, не Некрасову,— песня.
***
В области формы Некрасов — один из лучших мастеров русской поэзии. Ни на кого не похожий. Поклоняющийся правде формы во всем — ив композиции, и в интонации, и в инструментовке стиха, и в рифме.
Меня всегда удивляла и радовала своим полногласием, распевностью некрасовская рифма. Она, как правило, безглагольна. Эпитет, то есть вещность явления, выносится им на конец строки. Мало того, глагол, то есть действие, превращается в рифме у него в эпитет, то есть в качество: «павшие — вопиявшие», «одинокие — жестокие», «безответная — безрассветная». Тем самым певучий стих уже в самой рифме как бы овеществляется полногласием эпитета:
Ухни, ребята! Гора-то высокая...
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.
В ночь с 23 на 24 августа 1572 года в Париже началась массовая расправа католиков с протестантами-гугенотами
14 ноября 1907 родилась Астрид Линдгрен.
10 февраля 1890 года родился Борис Леонидович Пастернак