Некрасов

Владимир Цыбин|9 Июня 2010, 15:23
  • В закладки
  • Вставить в блог

Чтобы широкие лапти народные

К ней проторили пути...

Раньше на сходках выбирался от всей общины человек, которому нужно было пострадать за «мир» перед властями. Некрасов сам себя выбрал в народные ходоки, чтобы пострадать за всю землю свою, за весь собор. И как несправедливо и горько звучит его предсмертное покаянное слово: «я настолько же чуждым народу умираю, как жить начинал». И это не красивая «вина» поместного либерала, это вечная «вина» поэта перед всеми за всех. Добровольно принятая на себя вина другого ради того, чтобы пострадать за весь мир...

Это мой школьный Некрасов. Таким я его принял в свою душу. Таким восхитился и полюбил на долгие годы, медленно и подспудно переосмысливая вместе со своим прошлым и многое в своих прежних представлениях о жизни и поэзии...

Поэзия Некрасова не угнетена печалью, потому что наполнена суровым гражданственным гневом. Это стихи человека, который мог бы о себе сказать словами Блока: «И вечный бой, покой нам только снится». Вся жизнь его — вечный бой с косностью самодержавия, с тамерлановской тьмой безвременья. Вечный бой ради свободы. Ради русского мужика. Ради совести народной.

А ты, поэт! Избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что неимущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих!..

Будь гражданин!

Служи искусству,

Для блага ближнего живи.

Так определил сам поэт в «Поэте и гражданине» служение искусству как высший нравственный долг перед народом. Можно сказать, что русская поэзия прошла и проходит школу гражданственности у Некрасова. Не зря в том же стихотворении он рыцарски прямо говорит от имени Гражданина: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Он первый у нас так убедительно показал, что поэт должен писать не только о народе, но и ради народа. Только любить народ — этого мало. Нужно бороться за его счастье делом и словом. Быть певцом угнетенных — это высший смысл жизни поэта и гражданина. А для этого нужно было слово — суровое до простоты. Чтобы слово могло бороться, оно должно быть свойским. Вот почему многие стихи Некрасова по своей форме — баллады. Вспомним хотя бы «Орину, мать солдатскую» или «Похороны», ставшие песней.

Слово, опаленное о сердце,— это слово Некрасова. Слово человека с гневной и громкоголосой совестью гражданина. Не оттого ли многие его стихи так похожи по слову на прокламации, зовущие Русь к топору? Этот взрывной материал его стихов не остыл до сих пор. И мы, люди двадцатого века, так же, как и Некрасов, любим и ненавидим, гневаемся и совестимся, потому что такая поэзия — вечный бой. Скорбь — оборонительна. Гнев в поэзии — это меч. Поэзия Некрасова — это щит и меч. Гражданин стал поэтом ради другого, угнетенного. И простой русский человек понес стихи Некрасова и на бунт и в сибирскую ссылку. Русские революционеры несли Некрасова в своем сердце. Так Некрасов стал совестью революции. Такого Некрасова любил и многие стихи помнил наизусть самый большой гражданин Земли — Ленин.

Некрасов мог бы и о себе сказать, как о Белинском:

...но в нем кипел

Родник богатых сил природных —

Источник мыслей благородных

И честных благородных дел.

***

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Байрон

22 января 1788 родился Джордж Гордон Байрон

Драгоценный Глинка

1 июня 1804 года родился Михаил Иванович Глинка