Звездное притяжение

Евгений Рябчиков| опубликовано в номере №1293, апрель 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

20 лет назад, 12 апреля 1961 года, советским человек Юрий Алексеевич Гагарин первым из жителей нашей планеты преодолел земное притяжение и открыл новую эру – эру освоения космического пространства.

108 минут первого полета приблизили к нам космос, изменили наши представления о могуществе и возможностях человека.

СССР с самого начала космической эры выступает за международное сотрудничество в освоении космического пространства. Вместе с советскими космонавтами на орбитах жили и работали граждане Чехословакии, Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кубы, Монголии. «Космонавты братских стран работают не только для науки и для народного хозяйства, – сказал на XXVI съезде КПСС товарищ, Леонид Ильич Брежнев. – Они выполняют и огромного значения политическую миссию».

Юрий Гагарин стал родоначальником новой профессии. И его подвиг будут вспоминать и через столетия, когда профессия космонавта станет будничной и массовой.

Гагарин! Гагарин! – не переводя дыхания повторяли дикторы на всех языках планеты. – Первый человек в космосе! Начало космической цивилизации! Гагарин! Ошеломленный, ликующий мир, захлебываясь от восторга, внимал малейшим подробностям фантастического рейса. О Гагарине говорили в бетонных небоскребах и в соломенных хижинах, в заводских цехах и на стройках. Его именем называли родившихся младенцев, улицы городов, корабли.

Гагарин стал символом всечеловеческого торжества и величия духа землян. О том, что творилось тогда во всем мире, я смог получить представление, просматривая долгими часами кинохронику, собранную со всего света для большого документального фильма «Первый рейс к звездам» – о жизни и подвиге Юрия Гагарина. Я смотрел на запечатленные объективами сцены всесветной радости и думал, сколь ощутима бесконечная дистанция между затеплившейся в невообразимо далеком прошлом мечты человека о полете к звездам и реальностью свершения.

Уже в пору младенчества человеческой цивилизации полыхала буйная фантазия неведомых мастеров слова. Ассиро-вавилонский эпос, воспевавший, как и древнекитайские и иранские легенды, вековую мечту предков, звал в небо. В древнеиндийской поэме «Махабхарата» даже давались наставления... как лететь на Луну! И сейчас нас волнует миф о полете Икара. Шли годы и века, и началось время удивительных путешествий за пределы Земли, в неведомые дали Вселенной, – первыми их начали писатели. Еще не заполняли горячим и едким дымом свой воздушный шар братья Монгольфье, еще не испытывал на Военном поле Красного села под Петербургом свою «летучку» Александр Федорович Можайский, еще не было ни ракет, ни радиотелескопов, а писатели уже «летали» в черной бездне космоса. Еще во II веке Лукиан из Самосаты написал «Истинное повествование. Путешествие на Луну, Солнце и остров Светильников, лежащий между Плеядами и Гиадами».

Буйная фантазия писателей приучала людей к мысли о возможности полетов в небо.

В 1649 году Сирано де Бержерак создал свое волшебное «Путешествие на Луну». Другой писатель, Ашиль Эйро, устремил свой фантастический полет куда дальше: в 1865 году вышло его «Путешествие на Венеру». Американец Э. Э. Хэйл создал в 1869 году в своей «Кирпичной Луне»... искусственный спутник Земли. И, наконец, явился кудесник Жюль Берн! Его книги всполошили не одно поколение мечтателей и романтиков, заворожили они и Юрия Гагарина.

Жан Бодэн, Эдгар По, Герберт Уэллс, А. Богданов, Алексей Толстой, Б. Красногорский – кто только из писателей не пытался заглянуть во Вселенную, представить себе вечный и бесконечный мир огненных небесных тел!

Древнюю мечту о покорении космоса одел в гермошлем и уверенно усадил в кабине космического корабля Константин Эдуардович Циолковский: он провел четкий рубеж между фантазией и реальностью, гениально определил выход человека в космос с помощью ракеты. Но даже после этого внеземные полеты оставались все еще буйной мечтой.

И вдруг фантастика рухнула – Гагарин в космосе!

После первого взрыва восторгов и ликований буржуазная пропаганда, «протрезвев от потрясений», принялась за свое обычное дело: помню, с каким негодованием я читал потоки лжи, рассчитанной на то, чтобы умалить значение подвига первого в мире космонавта. Злобствующие публицисты набросились на американских ученых и конструкторов за то, что они «допустили неслыханное безобразие» – русские запустили первыми спутник и первыми вывели в космос корабль с человеком на борту. Взрыв негодования буржуазной пропаганды понятен. Не жалея сил и средств, она долго доказывала: «Россия, обескровленная второй мировой войной, потеряв двадцать миллионов своих граждан, имеет настолько низкий экономический, научный и технический потенциал, что не в состоянии...» Человечеству внушали мысль: русские до того слабы, что нечего от них ждать сенсаций.

Предсказания современных авгуров лопнули по всем швам. Все, что они считали невозможным в Стране Советов, свершилось. Восстановили мы подорванную войной экономику, развили науку и технику, укротили атом, освоили земли целины, первыми подготовили атлас Антарктиды, изучив ее самые суровые, труднодоступные районы, первыми запустили спутник, и, наконец, торжество торжеств: полет Гагарина. Тогда-то и заговорили на всех языках: «Откуда русские берут свои фантастические силы?», «В чем секрет побед русских?».

История отвечает на эти вопросы: Россия выносила и выстрадала космическую программу, она сродни программе строительства социализма и коммунизма.

Я был в Шлиссельбургской крепости, где в каменном мешке год за годом находился в заточении приговоренный к пожизненному заключению Николай Морозов. Он и там продолжал трудиться над трактатами, среди которых видное место заняли работы о полете человека в звездный мир.

Мечта о звездах – верный спутник революции. Я пришел к месту казни Николая Кибальчича. Заточенный в тюрьму, в ожидании смертной казни, Кибальчич занялся проектированием задуманного им реактивного летательного аппарата. Он чертил схемы и формулы на стене тюремной камеры. О своем проекте Кибальчич сообщил в последнем слове суду: «Я верю в осуществимость моей идеи... Я буду счастлив тем, что окажу громадную услугу родине и человечеству». После казни жандармы спрятали «опасный проект».

Через два года после казни Н. И. Кибальчича, в 1883 году, зажглась яркая звезда на научном небосклоне – полуглухой калужский учитель Константин Эдуардович Циолковский своими расчетами открыл человечеству путь к звездам.

Я хожу по старому деревянному дому со светелкой, смотрю на самодельные слуховые приборы, на керосиновую лампу, при свете которой Циолковский выводил свои формулы, думаю о мучительном пути космонавтики, о ее героях и подвижниках. Мало кто знает и теперь Николая Федоровича Федорова, о котором восторженно говорил Циолковский. Знакомство их состоялось в Румянцевской библиотеке. На полуголодного, необычайно старательного юношу обратил внимание старый смотритель библиотеки Н. Ф. Федоров. Он осторожно, боясь затронуть самолюбие бедняка, ставил перед ним стакан чая, пододвигал ломоть черного хлеба и доверительно высказывал свои необычайные по тем временам идеи: люди не ограничатся пределами Земли и неизбежно заселят космос.

У Н. Ф. Федорова был однофамилец, тоже увлекавшийся покорением космоса и тоже оказавший большое влияние на К.Э.Циолковского, – изобретатель Александр Петрович Федоров. В 1896 году появилась его брошюра «Новый принцип воздухоплавания, исключающий атмосферу как опорную среду» с описанием устройства предложенного им ракетного аппарата для передвижения вне атмосферы. Брошюра А. П. Федорова произвела на К. Э. Циолковского настолько большое впечатление, что он признал: она толкнула его к серьезным работам, «как упавшее яблоко к открытию Ньютоном тяготения». В данном случае К. Э. Циолковский открыл средство против тяготения: жидкостную ракету.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены