История о том, как музыка победила бюрократию
Город-герой Екатеринбург обладает всеми качествами независимого и процветающего города. Здесь есть единственный на Урале небоскреб «Антей-3», бизнес-центр «Антей-1» и торгово-развлекательный центр «Антей-2». Имеется памятник Владимиру Высоцкому, группа «Чайф», ресторан «Правда», танцевальный оркестр «Доберман» и еще много всего культурного.
Поэтому совершенно логично и естественно, что и сердце мировой рок-сцены бьется именно здесь, на восточном склоне Уральских гор, в самом центре города, где врезающаяся в плотину река Исеть превращается в узкую речушку. Здесь, лицом к воде, стоит кирпичная стена. И вот там-то, на этой стене, круглосуточно и без перерывов уже целый год несут мемориальную вахту впаянные в кирпич силуэты участников легендарной ливерпульской четверки, известной в мире под легкомысленным названием The Beatles («Жуки»).
На стене, кроме фигур музыкантов и ударной установки, выбиты исторические строки последней песни «Битлз»: «And in the end the love you take is equal to the love you make».
Далеко не все местные жители могут перевести эту фразу, но магическое слово «love» делает свое дело. Атмосфера вокруг памятника модная и порочная. У ног Джона Леннона со товарищи постоянно хихикают и матерятся крепкие уральские хипстеры, в основном женского пола. Они томно обсуждают мужчин, секс, беременность, презервативы и преимущества ломо-камеры Holga перед обычными «зеркалками».
Однако настало время представить человека, ответственного за появление этого будоражащего памятника. Его зовут Владимир Иванович Попов. Владимир Иванович бодр, носит джинсы, кепку и рюкзак, ему 61 год, когда-то он преподавал философию в университете, а сейчас работает главным специалистом в Аппарате уполномоченного по правам человека Свердловской области. Впрочем, жителям Екатеринбурга он больше известен как президент уральского Битлз-клуба. За четверть века существования клуб сумел собрать под своим крылом свыше ста битломанов, среди которых есть не только библиотекари, монтажники, слесари, водопроводчики, бизнесмены, художники, водители автобусов, машинисты метро и изайнеры, но и известные музыканты — члены группы Deep Purple, Uriah Heep, а также Юрий Башмет и даже Михаил Боярский.
Памятник легендарной четверке, установленный в Екатеринбурге. Фото: liveinternet.ru
По словам Владимира Ивановича, разговоры об установке памятника велись еще с момента основания клуба, но по-настоящему работа закипела лишь после того, как в мае 2003 года он сам и еще несколько старейшин отправились в столицу на концерт Пола Маккартни в Кремле. Тогда уральским битломанам стало очевидно, что жить без монумента больше никак нельзя.
Это решение стоило клубным деятелям шести лет жизни: шесть долгих лет поиска денег, кирпичей, материалов, цемента и плитки, мучительного общения с бюрократической машиной, сталелитейными заводами, монтажниками и строителями.
Чиновники не хотели понять чувств Попова и его соратников, в том числе членов группы Deep Purple, Юрия Башмета и Михаила Боярского. Они лишь пучили глаза и удивленно спрашивали: почему в Екатеринбурге должен стоять памятник британской музыкальной группе? Зачем? Почему бы не поставить памятник какому-нибудь советскому герою или отечественному писателю? В отчаянии Владимир Иванович чуть было не согласился на такой вариант монумента: на пеньке сидит Лев Николаевич Толстой, а у него на коленях стоят маленькие битлы.
Но Урал, как выясняется, — территория чудес. Всякий раз, когда дело заходило в тупик — то нет денег на архитектурный проект, то негде взять кирпичи и разрешение на работы, — из недр клуба возникали какие-то битломаны со связями. В конце концов, екатеринбургский клуб получил совершенно бесплатный архитектурный проект, разрешение на установку монумента, точно так же нашлись кирпичи, цемент, плитка, монтажники и рабочие.
А когда в 2006 году речь зашла о том, что пора, наконец, отправиться на сталелитейный завод делать форму, стала известна цена памятника — 750 тысяч рублей. Что делать?
И опять помощь пришла от битломана. На сей раз — от тогдашнего генерального консула Великобритании в Екатеринбурге. Он дал Попову дружеский совет: провести в городе «Битлз»-марафон. И вот, в феврале 2006 года, к удовольствию жителей Екатеринбурга, российские рок-группы с полудня до полуночи исполнили песни со всех 12 официальных альбомов The Beatles — в строгой хронологической последовательности.
Марафон принес порядка 200 тысяч рублей, и этого хватило, чтобы начать работы по отливке фигур. Про остальные пятьсот тысяч как-то забыли.
Наконец, 23 мая 2009 года, во время Первого Евразийского фестиваля «Beatles on the border», который проходил в Екатеринбурге, состоялось торжественное открытие монумента. На мероприятии, среди местных жителей и старых поклонников группы, был и музыкант Род Дэйвис, который играл в школьной группе Леннона на стиральной доске. Во время открытия памятника он произнес загадочную фразу, которую теперь из уст в уста будут передавать уральские рыбаки и музыканты. Дэйвис сказал так:
— Река Исеть меньше реки Мерси, которая течет в Ливерпуле, но она точно такого же цвета.
Что, вероятно, означает: терпение и труд все перетрут. А может быть, и наоборот: знай, сверчок, свой шесток.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из цикла «Идиот с дуршлагом»
Евгения Вдовина - любительница приключений и «похимичить»
Самый оригинальный подарок на день рождения
Стас Лаурушонис собственноручно восстанавливает древний калининградский форт
Авиапутешествие по Костромской области
По чьей вине москвичи неделями не видят горячую воду