Beatles: вожди, идеологи, основатели моды
Теплым апрельским утром – пятьдесят лет назад – начинающий ливерпульский музыкант по фамилии Леннон выбрался из постели с улыбкой на устах. Ему приснился человек на пылающем пироге, который сказал, что группа Джона Леннона должна называться beetles*. Они играли уже не первый год, под разными названиями, но только с этим именем стали знаменитыми и изменили мир.
В апреле 1960 года The Beatles отправились в свое турне по Шотландии – они аккомпанировали Джонни Джентлу. Уже в 1966 году, в интервью журналистке Морин Клив, Джон Леннон заявлял, что Beatles популярней Иисуса Христа.
Фраза вызвала огромный общественный резонанс: возмущенные граждане устраивали демонстрации, на которых сжигали чучела членов группы и ее пластинки, американские священники осуждали высказывание Леннона в прессе.
Позже социологи доказывали, что хотя бы один альбом Beatles есть в каждой третьей семье земного шара, а Библия – только в каждой двадцатой. В 1966 году статус ливерпульской четверки не нуждался в доказательствах статистики - если он и не был тождественен статусу сакральных фигур мировых религий, то явно приближался к ним. Для молодежи всей планеты они были и вправду божествами. Без преувеличений.
С определенными оговорками можно сказать, что именно Beatles сформировали всю современную молодежную шоу-индустрию в том виде, в каком мы ее знаем. На фотографиях 1964-го года девушки-битломанки позируют в футболках с изображениями музыкантов группы. Так начинала формироваться структура по производству атрибутики и символики, являющаяся сегодня важнейшей и необходимой частью шоу-бизнеса, которая приносит едва ли не большие доходы, чем продажа компакт-дисков и выступления.
Помимо футболок, выпускались игрушки Beatles и даже торты с изображениями музыкантов. Если уж битломаны искренне верили в то, что дотронувшись до членов коллектива, можно исцелиться от болезней, можно себе представить, как они скупали атрибутику.
Beatles были первыми в истории эстрадной музыки ансамблем, популярность которого зиждилась не только на отличной музыке, но и на тщательно созданной собственной мифологии. Когда они летели завоевывать США, радио транслировало "битлзовские новости" по мере приближения самолета к континенту - "сейчас шесть часов тридцать минут по битлзовскому времени, температура 32 градуса по Beatles". Именно эта рекламная кампания, спланированная фирмой «Кэпитл рекордз», инициировала начало битломании в США.
Вообще, до Beatles индустрия зрелищ практически полностью была ориентирована на аудиторию старше 30 – но они сделали ее полностью молодежной. Взлет ливерпульской четверки на вершину славы совпал с началом «молодежной революции» по всему миру. Цивилизация, пережившая Вторую Мировую Войну и послевоенный кризис, нуждалась в возрождении гуманистических ценностей, в новых позитивных идеалах и Beatles, певшие «All you need is love», оказались в эпицентре этих веяний, стали основным их символом.
Ответственность за крах идеализма, за погружение планеты в хаос, кровопролитие и разрушение, молодежь возложила на «отцов» и незамедлительно принялась бунтовать против них. В такой ситуации кумиры молодых уже не могли восприниматься только как «энтертейнеры», артисты – они становились вождями и идеологами, у них появлялось огромное социальное влияние. Они должны были не просто сочинять и исполнять качественную музыку, но и иметь мнение по поводу всех общественных и политических проблем.
И Beatles взяли на себя эту роль, высказываясь о войне о Вьетнаме, о ЮАР и о необходимости ликвидировать расовую сегрегацию по всему миру. Тогда-то и возник в рок-музыке социальный компонент, позже ставший неизменным и необходимым.
Шоу-бизнес осознал себя средством управления сознанием масс.
Настоящую революцию в поп-музыке и искусстве вообще Beatles совершили, отказавшись от концертных выступлений и полностью сосредоточившись на студийной работе. Нет, их и раньше называли «лучшими композиторами-песенниками после Шуберта», причем называл не кто-нибудь, а знаменитый создатель мюзиклов и дирижер Леонард Бернстайн. Но то, что случилось дальше, превзошло все ожидания.
Вышедший в 1966 году альбом «Revolver» дал понять всем – развлекательная музыка уже никогда не будет такой, как прежде. Наведение мостов между танцевально-фольклорной и высокой культурами было начато не Beatles, а фолк-рокером Бобом Диланом. Но Дилан, вдумчивый читатель поэзии, сценический псевдоним которого появился на почве любви к валлийскому поэту Дилану Томасу, стремился в первую очередь внести глубокие смыслы в тексты поп-песен, оставляя сопровождение относительно традиционным.
Beatles же активно приступили к радикальным реформам собственно музыкального языка. В композиции «Eleanor Rigby» Полу Маккартни аккомпанирует не привычный эстрадный состав – две гитары, бас, барабаны – а симфонический оркестр, партии для которого были написаны Джорджем Мартином, бессменным звукорежиссером группы.
На этом же диске впервые сказалось увлечение Джорджа Харрисона восточной культурой, буддизмом и Индией – композиция «Love You To» была написана и исполнена в стиле рага-рок, и так же, как в случае с «Eleanor Rigby» остальные члены группы не участвовали в ее записи.
Психоделическая революция в те времена уже стала набирать обороты и внимательно следящих за модой Beatles конечно же, не обошла – песня «Doctor Robert» была посвящена лондонскому доктору, снабжавшему рок-звезд наркотиками, а «Tomorrow Never Knows», исполненная на одном аккорде, наполненная псевдошаманскими шумами и гулкими ударными, была создана под впечатлением от экспериментов Джона Леннона с ЛСД и «Тибетской книги мертвых».
В отличие от многих тогдашних артистов, Beatles сами сочиняли песни и сами играли на музыкальных инструментах. После исполнять чужие песни стало для рок-музыкантов моветоном.
«Revolver» и последовашие за ним альбомы Beatles - вызвавший невероятную шумиху «Sergeant Pepper», «Magical Mystery Tour», «White Album» - изменили рок-н-ролл окончательно, он перестал быть популярным способом молодежного досуга и вошел в контекст мировой культуры.
Стены рухнули, отныне на альбомах Beatles звучали ситары, струнные оркестры, флейты, скрипки, контрабасы, звукорежиссер активно экспериментировал с методами записи – эпоха музыкальных экспериментов, подарившая миру столько удивительной, невозможной доселе музыки, от Doors до King Crimson, началась, и начали ее именно Beatles.
Отныне начинающие рок-музыканты, желая добиться успеха, были вынуждены постоянно расширять арсенал своих приемов, без конца искать новое – в академической музыке, музыкальном фольклоре стран третьего мира, традиционном и авангардном джазе, примитивизме. Дальнейшие пути развития рока были заданы, дороги проторены.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
2 декабря 1923 года родилась Сесилия София Анна Мария Калогеропулос (Мария Каллас)
22 октября 1943 года родилась Катрин Денев
12 марта 1889 года родился Вацлав Нижинский
Зачем знаменитый сербский режиссер построил собственный город
72-летний Юрий Шубин нашел секрет молодости
комментарии
Писать о Битлах, тем более комментировать - удел профессиональных критиков, искусствоведов, социологв и психологов. Этот феномен имеет место. Настоящая музыка (как и поэзия) говорит с нами раньше, чем мы начинаем ее понимать.
И сегодня их слушают, поют, подвывают, танцуют, плачут, вспоминают.... Хотя, другие - переключают на другую волну. Время неумолимо.
Но!!! Если они есть в головах и дисках - значит нужны.
Сергей