Сотни предприятий нуждаются в кадрах. Миллионы школьников желают трудиться. Они согласны на любую работу — у станка, в поле, в булочной, на почте…
И стране — выгода, и им — польза. Но, увы, школьники почти не работают.
Почему?
В подмосковном Зеленограде я долго искал нужный мне дом. Когда наконец указали на двухэтажное зданьице в центре одного из жилых кварталов, окруженное со всех сторон девятиэтажками, не поверил, три раза переспрашивал. Все-таки ехал я хотя и на школьный, но ЗАВОД, который, как я знал, выпускает в год продукции больше чем на три миллиона рублей. Да и внутри на завод было мало похоже. Пять светлых комнат размером с класс — пять участков. Склоненные над микросхемами мальчишечьи и девчоночьи затылки, детские руки, ловко управляющиеся с паяльниками и винтовертами.
Делают, оказывается, на заводе электронную игру «Тайны океана», которая в магазинах нарасхват. Спрос, как заверяет торговля, неограничен. Школы и частные лица бомбардируют завод письмами: «Помогите приобрести!»
Завод еще не вышел из младенческого возраста — первую продукцию он дал в октябре 1986-го. На его создание базовое предприятие затратило 120 тысяч рублей. Расходы окупились за полгода, завод уже приносит прибыль.
Трудятся здесь ученики седьмого — девятого классов. Каждый работает по два-три часа в неделю, получает около десяти рублей в месяц. Все выпускники приобретут диплом радиомонтажника второго разряда, а кроме того, будут владеть еще четырьмя специальностями.
Школьники не знают обыкновенной для производства раскачки-горячки: на заводе всегда месячный запас заготовок.
— Чем вам нравится (или не нравится) школьный завод? Как вы распорядитесь своей первой зарплатой? — спрашивал я у школьников. На одном из участков, услышав последний вопрос, дылда с «Камчатки», явно примеряющий маску отпетого, выкрикнул: «Сигарет накуплю!», вызвав бурный восторг мальчишек, молчаливое осуждение девочек и шок мастеров. «И вина!» — восхищенно поддакнул сидящий рядом подражатель. Эх, ребята, какой вы козырь давали тем, кто считает, что карманные деньги — даже и заработанные — вредны! Впрочем, в письменных ответах ребята выглядели гораздо целомудреннее.
«Надо помогать матери. Нас у нее трое, а отца нету» (Андрей Платонов).
«Целую неделю я жду понедельника, потому что нам идти сюда. Дома у меня много свободного времени, а здесь оно проходит быстро и незаметно. А деньги думаю потратить на кино, на дискотеки» (Оксана Степанова).
«Работать здесь очень интересно, потому что я знаю — моя работа нужна людям. Зарплату свою я пока тратить не буду. В марте у меня день рождения, и я оставлю все деньги на него. Я хочу пригласить ребят из класса, просто своих друзей» (Лена Казакова).
«Довольно интересно понять, что стоит за внешне чистой и нетрудной работой. Многие, играя в «Тайны океана», не знают, как они делаются. А я знаю» (Роман Рысиков).
«Хорошо, что научишься паять — может, впоследствии станешь радиомонтажником» (Павел Бакеев).
«Здесь намного интересней, чем в УПК, куда мы раньше ходили. Там мы ничего не делали. А эта работа приучает к ответственности, работаешь, как взрослый, нельзя не прийти или просто не сделать» (Таня, фамилия неразборчива).
«Деньги отдам родителям. Они наверняка лучше знают, куда их распределить. Так будет вернее» (Аня Бубнова).
«Мне не нравится, что работаем всего один день в неделю, а хочется почаще. Мне нравится, что есть где приложить свой труд, как-то внедрить себя, что можно что-то заработать на личные расходы, а не просить в 15 лет у мамы: «Дай на мороженое!..» А зарплату потрачу так: куплю три гвоздики (маме и сестре) и еще торт (очень вкусненький). Ведь это первая зарплата, и ее надо чем-то отметить» (Максим Буров).
Во всех ответах было: работа нам нужна. А нужны ли они, подростки, работе? Разве можно им, четырнадцатилетним, доверять настоящую электронику? Наверняка ведь деталь за деталью летит в брак! Да, летят. В первые две, от силы три недели сентября, когда приходят новички, ничего не умеющие. А сейчас, в середине учебного года, ребята сдают с первого предъявления 99,5 процента изделий. Галина Леонидовна Журавлева, Любовь Павловна Кудрявцева и другие технологи, которые раньше трудились на «взрослом» заводе, в один голос сказали:
— Школьники работают лучше взрослых. Почему? Во-первых, основную долю премии им платят в отличие от настоящих рабочих за качество. Во-вторых, оценки в дневник мы ставим опять-таки за качество, а не за «вал». И они, в-третьих, куда старательнее — они уважают работу.
Всем хорош завод. И все-таки: что такое для старшеклассников, две трети из которых ростом выше своих мастеров, работать три-четыре часа в неделю? Мизер! Им бы в день три-четыре часа. И почти все старшеклассники, с которыми я говорил, хотят этого!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Комментарий заведующего Отделом пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ Владислава Фронина
Клуб «Музыка с тобой»