На одном из последних фестивалей мод во Франции неожиданный успех имели сетчатые сумки, идею которых тамошним дизайнерам «подсказали»... наши авоськи. Сметливые изобретатели дополнили их непрозрачным пакетом (чтобы в отличие от авосек не бросалось в глаза содержимое). Так не вернется ли к нам спустя какое-то время уже из-за границы эта простая практичная вещица, как это произошло, например, с женскими сапожками или стегаными ватниками-телогрейками?
Шапки-кубанки, буденовки, отнюдь не советские футболки с советской символикой имеют сейчас успех на Западе. Говорю это вовсе не в укор нашим модельерам. Речь о другом. В мировой моде, в мировом моделировании необычайно высока цена идеи. Пусть и заимствованной, но, как правило, переосмысленной к потребностям времени и, что очень важно, поставленной на поток, широко разрекламированной.
Идей и у наших художников много, талантливые люди среди них не перевелись. Подтвердил это и первый
Всесоюзный фестиваль мод. Слово «Всесоюзный» выделяю с радостью: мастера из многих республик получили возможность показать в Москве на подиуме универсального спортивного зала «Дружба» свои лучшие работы. Трехдневный парад коллекций еще раз подтвердил, что в идеях, свежих, нестандартных, оригинальных, недостатка нет. А вот слово «первый» вызывает вовсе не восторг, скорее сожаление. Потому что подобные смотры раньше в Москве не проводились, если не считать прошедший почти два десятилетия назад международный фестиваль мод, где советская коллекция была представлена далеко не в полном объеме.
Двадцать шесть крупнейших моделирующих организаций приняло участие во Всесоюзном фестивале. Изумительной красоты трикотаж и свадебные платья киевлян, спортивные комплекты из Кемерова (редакция «Смены» отметила их специальным призом), смелая экспериментальная коллекция ленинградцев и на высоком уровне выполненные модели из Белоруссии, прибалтийских республик вызывали аплодисменты и специалистов, и зрителей неискушенных. Зал приветствовал прежде всего авторов моделей, многих из которых увидели мы едва ли не впервые и имен которых в отличие, скажем, от Кардена, Сен-Лорана мы почти не знаем. Москвичи Надежда Федоскина, Татьяна Осьмеркина, Александр Игманд, Тамара Бобкова, Алевтина Мендыбаева, киевлянки Мария Пашицкая, Лариса Булдакова, Лидия Авдеева, рижанка Ингрид Дразниеце — все они отмечены дипломами фестиваля. Более тридцати авторских коллекций — а за каждой из них яркая индивидуальность, самобытный художник — было представлено на суд жюри.
Я разговаривал со многими участниками фестиваля, и все они были единодушны во мнении, что такие смотры очень нужны и проводить их нужно регулярно. Обмен идеями, даже фантастическими, необходим, без этого художник жить не может. Но модельер в отличие, скажем, от живописца или скульптора заинтересован еще и в том, чтобы работа его тиражировалась, не оставаясь в единственном экземпляре, чтобы радовала она возможно большее число людей. Алексей Корешков, художественный руководитель Киевского Дома моделей трикотажных изделий, в беседе с журналистами сетовал, что свои изделия Дом имеет возможность выпускать только малыми сериями и купить их негде, кроме как в фирменном магазине. И это при том, что часть коллекции приобретена итальянцами, главными поставщиками трикотажа на европейский рынок. Разрыв между возможностями художника и возможностями устаревшего оборудования промышленности все растет.
Ну разве не горько художнику, что его разработки ставятся на поток только через полтора-два года — именно столько времени требуется, чтобы уже одобренную модель оснастить лекалами, подготовить документацию, передать ее на швейную фабрику. Авторские права у художников минимальные, и очень часто то, что выходит с фабрики, бывает мало сравнимо с замыслом художника — блеклая ткань, упрощение кроя, просто некачественное исполнение губят идею.
В дикторском комментарии, которым сопровождался показ коллекций, не раз говорилось, что семьдесят, восемьдесят, а то и девяносто процентов показанных изделий будет выпускаться чуть ли не в будущем году. Заверения в этом давали и ответственные руководители Министерства легкой промышленности СССР, которое — честь ему и хвала — было устроителем московского фестиваля.
...Во время сводного показа коллекций, которым завершался фестиваль, звучала песенка с немудрящим припевом:
Модный магазин — мир загадок.
Модный магазин — в нем сбудутся мечты...
На следующий после закрытия фестиваля день был я в универмаге, искал костюм, в поисках которого обегал уже пол-Москвы. Подходящего размера опять не оказалось...
Придет ли время, когда модный магазин перестанет быть миром загадок? Когда вакуум между прекрасными идеями художников и той продукцией, которая попадает на прилавок, будет заполнен.
Заполнен отличными советскими товарами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.