Заповедные места

Александр Рекемчук| опубликовано в номере №769, июнь 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Запиши, коли сумеешь.

- А вы неграмотная?

- Как так неграмотная! - обиделась Пелагея Романовна. - С тридцатого года сама сыновьям письма пишу. Да ведь песня писанная от песни сказанной разнится. Один ее на бумагу кладет, другой в уме держит. Не всяк гармонист по книжке играет!

- Разумеется, - протянул аспирант. - Однако жанр импровизации... Впрочем... Хотелось бы в этом разобраться самому... Но куда денешь Юльку Лазаревскую? Меня с ней связывает слишком многое. Три года...

Он полез в карман за папиросой.

- А курить в избе грех. Староверы мы... - Но, покосившись на меня, видимо, вспомнила о сегодняшней лекции и пояснила: - Насчет курева.

Аспирант поднялся из - за стола и вышел. В сенях он долго громыхал задвижкой и что - то опрокинул.

- Помоги ему отпереть, Саня, - приказала Пелагея Романовна.

Александра накинула платок и выскочила за дверь.

Оранжевые отблески на стенах теперь порозовели. Треск поленьев раздавался все реже. Федор Никанорович уже дремал, прислонившись к стене.

Мы помолчали.

- Хлопотная твоя работа, сынок, - заговорила Пелагея Романовна. - С попами спорить, а попов не трогать... Вроде соревнования.

- Похоже, - не сдержал я усмешки. - Причем кое - где попы свою работу лучше организовали, чем культпросветотделы.

- И то правда. В соседнем селе клуб круглый год на замке, избач в чайную определился, а отец Митрофан с утра до ночи народ просвещает...

- Пелагея Романовна, а откуда вы все - таки знаете профессора Колдунцова?

Она вздохнула, поднялась и пошла к печи закрывать трубу.

- Я Сергея Афанасьевича помню молодым - лет тридцать назад дело было. Приехал он в Морошкино песни да причитания записывать. Пересказала я ему все, что от матери слыхивала. Послушал Колдунцов, поцеловал меня, старую, и говорит: «Да вы клад драгоценный, Пелагея Романовна...» После я ему много новых песен пела. Все записывал. Приезжал, показывал газеты да книги, где все это было пропечатано. Один раз пятьсот рублей привез. «Ваши, - говорит, - Пелагея Романовна, заработанные». Потом возил меня в Ленинград, в академию. На ленту записывали...

Она вернулась к столу, собрала посуду, смела крошки в тарелку.

- Потом реже стал приезжать. «Работы, - говорит, - много. Студентам лекции читаю». Подороднел, басом разговаривает... Один раз приносят мне газету: смотри, мол, Пелагея Романовна, твой сказ напечатан. Поглядела - ахнула: лет пятнадцать назад записал его от меня Колдунцов, про спасение челюскинцев. А теперь мои слова повыкинул, свои вставил, вышло про летчика, который на войне погиб. А ведь у меня самой...

Голос Пелагеи Романовны дрогнул. Она ушла в другую комнату, принесла фотографию, на которой улыбался курносый юноша в курсантских погонах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены