Ниже печатаются отрывки из дневника Л. Хвата, одного из лучших советских репортеров.
Л. Хват работает в «Правде». Он был свидетелем многих замечательных дел, которыми так обильна жизнь нашей родины. Как корреспондент «Правды», он летел навстречу героическому самолету Чкалова и по телеграфу с далекого острова Удд (теперь остров Чкалов) передавал в Москву волнующие подробности этого исторического перелета. По заданиям «Правды», Хват побывал и в Арктике. Хват торопливо и жадно записывал в свой репортерский блокнот речь товарища Сталина на торжественном заседании, посвященном пуску московского метрополитена. В своем дневнике он рассказывает об увлекательной, полной большого содержания работе советского журналиста.
Вчера страна похоронила отважных героев стратосферы. Товарищи Сталин, Молотов и Ворошилов несли урны с прахом погибших к древней Кремлевской стене. На века останутся в памяти людей имена славных товарищей: Павла Федосеенко, Андрея Васенко, Плюши Усыскина. Они подняли советское знамя на высоту 22 километров. Ни один еще человек не дерзал проникнуть на такие высоты...
Наша дружба с Павлом Федосеенко завязалась несколько месяцев назад. Мы познакомились на аэродроме. Он проводил меня в нагу, где было сложено оборудование стратостата «Осоавиахим».
Мы уселись на одном из ящиков. Федосеенко с жаром излагал свои планы. Тут я впервые услышал это новое слово - «стратонавт».
«Аэронавт - значит плавающий в воздухе, стратонавт - в стратосфере», - объяснял пилот.
Он не сомневался в успехе, этот смелый, открытый и простой человек.
«Мы выждем благоприятных условий, взлетим и поднимемся выше всех в мире», - говорил он, и эта пламенная уверенность передавалась его собеседникам.
Мы не раз встречались до этого памятного дня - 30 января, - и жизнерадостность не покидала Федосеенко.
Накануне мы беседовали по телефону.
«Приезжай с вечера, переночуешь на аэродроме, а утром проводишь нас в полет», - сказал он.
Я поспешил на место.
«Утром стартуем! - радостно встретил меня пилот. - После полудня жди радиограмму из стратосферы, - улыбаясь пообещал он. - А сейчас спать».
С рассветом я постучался в комнату, где отдыхал экипаж. Пилоты уже встали. Помогая Федосеенко надевать теплый комбинезон, я с волнением всматривался в его лицо.
«Все будет хорошо, - сказал он мне. - Вечером встретишь где-нибудь под Москвой, и я все расскажу о полете. Обеспечим «Правду» полной информацией».
Васенко и Усыскин скрылись в кабине. Командир стратостата по пояс высунулся из люка. Через минуту «Осоавиахим» ушел в полет. И тогда над снежным полем разнесся голос Федосеенко:
«Да здравствует XVII съезд партии! Да здравствует мировая революция!»
Ответное «ура» он, наверное, еще слышал. А через две минуты стратостат исчез в облаках...
После полудня началась автомобильная гонка в Коломну, где ожидали приземления стратостата. Около сотни автомобилей, стараясь обогнать один другого, мчалось туда. Корреспонденты газет изредка останавливали свои машины там, где имелся телефон, и переговаривались с Москвой. Узнав, что новых сведений о стратостате нет, мы неслись дальше. Потом в Коломне томительные часы неизвестности, неожиданный вызов в Москву, и здесь страшное известие о гибели всех троих.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.