Забастовка

И Эенбург| опубликовано в номере №337, январь 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мишо вдруг замолк; он вспомнил завод, Пьера... Он встал:

- Помогите...

Тогда Клеманс, ни о чем не думая, пошла с ним.

На дворе завода собрались все рабочие, как в первый день стачки. Сильвен воспользовался отсутствием Мишо. Он заявил, будто дирекция приняла требования рабочих, а комитет это скрывает. Когда Мишо подошел к толпе, происходило голосование. Со всех сторон кричали, что большинство за соглашение. Трудно было проверить, так ли это: руки то поднимались, то опускались; многие не знали толком, за что они голосуют; возбуждение и растерянность овладели всеми.

Взобравшись на грузовик, Мишо крикнул:

- Товарищи, погодите!...

Сильвен его прервал:

- Хватит! Уже проголосовали!... Мишо не сдавался:

- Все могут высказаться, голосовать. А один молчит - Жано. Вы что, забыли про него? Жано здесь. С нами. За Жано будет говорить его мать.

Настала глубокая тишина. Потеря Жано была свежей, и горе матери нависло над всеми. А на грузовик поднялась старая женщина с красными, заплаканными глазами, с космами седых волос. Она молча подняла кулак: так делал Жано, когда шел с товарищами на собрание... Клеманс хотела что-то сказать, шевелила губами, но не смогла. А кулак дрожал над толпой; и в ответ поднялись кулаки всех. Когда Мишо сказал: «Кто за соглашение, опустите руки», - ни одна рука не опустилась. Даже Сильвен голосовал за забастовку: на него глядели глаза Клеманс.

Потом Клеманс сказала:

- Я теперь здесь останусь. Вместо Жано... Она ласково поглядела на Мишо и добавила:

- Ты к воротам не ходи: убьют...

Три дня спустя Дессер позвонил министру:

- Я решил принять их условия. Препротивно, но у нас срочные заказы. И потом - побеждает тот, кто умеет отступать.

На девятнадцатый день, в семь часов вечера, соглашение было подписано. Завод «Сэн» открыл бой, за ним последовали другие, и его победа означала победу всех; в течение дня поступали сведения о капитуляции других предпринимателей.

В восемь вечера рабочие «Сэн», выстроившись в колонны, с музыкой, с флагами после трехнедельного добровольного заточения покинули здание завода. Впереди шли Клеманс и Мишо. Десятки тысяч людей радостно встречали победителей; здесь были семьи забастовщиков, жители квартала, делегаты различных союзов. Надвигались летние сумерки; в еще светлом небе зажглись первые звезды, и голубые огни казались непонятными среди золота заката. Праздничная толпа заполнила улицы, террасы кафе. Рабочих приветствовали, совали им цветы, угощали пивом.

Мишо поддерживал Клеманс. События последних дней ее надломили, я она едва держалась на ногах. Она привыкла к Мишо, следила за ним материнским глазом. Вот сейчас они расстанутся. Он пойдет по своим делам, будет, как Жано, бегать на собрания, кричать, пока не убьют его. А она вернется в опустевшую комнату с каменным полом и большой кроватью.

Клеманс вдруг сказала:

- Почему не женишься? Все-таки лучше. А то бегаешь один... Убьют, и плакать некому будет. Нехорошо...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены