Вряд ли есть необходимость представлять любителям спорта Пеле -
«черную жемчужину» бразильского футбола.
К тому же многие помнят его великолепную игру в памятном
матче бразильцев со сборной СССР летом этого года.
Предлагаем читателям «Смены» познакомиться с записками Пеле, опубликованными недавно в английской печати.
Записки публикуются с некоторыми сокращениями.
Когда я был мальчишкой, моя мать наказывала меня за игру в футбол. Но это не помогало. Я был так увлечен футболом, что однажды украл земляные орехи, чтобы заплатить за бутсы и мяч. Теперь мои родители владеют несколькими домами в Сан-Пауло. Эти дома купил для них я. У меня две квартиры и магазин, моторная лодка, на которой я плаваю вдоль солнечного побережья, мимо «Сантоса» - моего клуба. У меня три или четыре машины, а свой капитал я вложил в несколько предприятий, и это приносит мне гораздо больше денег, чем футбол. Я отклонил предложения итальянских клубов «Интернационале» и «Ювентус», предлагавших бешеные гонорары.
У меня два имени: одно для футбола - Пеле. А другое - настоящее: Эдсон Аррантес до Нас-сименто.
Перемены в моей жизни произошли так внезапно, что временами я пугаюсь их. Мне же всего двадцать четыре года.
Как это все случилось! Почему со мной! Я знаю, что меня называют лучшим футболистом мира, но ведь были и сейчас существуют игроки лучше меня.
Конечно, природные способности игрока имеют большое значение, но они ничто, если нет любви к футболу. И никакая тренировка не заменит эту любовь.
Я думаю, должно существовать правило для тренеров: чем лучше ваши игроки, тем меньше вы их поучаете. На протяжении всей моей карьеры я считал себя в долгу только перед одним тренером - первым. С тех пор я сам себя тренировал - непрерывно, постоянно играя. Этот метод не так уж плох. Все же я человек, забивающий 80 голов в год. Мои друзья говорят, что с 1957 года до конца 1964-го я забил 632 мяча и даже установил бразильский рекорд: 8 голов за один матч.
Наша страна изобилует пустырями и площадками, и повсюду вы увидите группы парнишек, вертящихся в своем «футбольном раю».
Никогда не забуду день, когда я сформировал из соседских ребят первую настоящую команду. Немногие из нас тогда носили обувь. У нас был мяч, сделанный из старых носков. Никто не заботился о том, чтобы ограничить время игры. Она продолжалась до тех пор, пока наши матери не начинали звать нас домой.
Мне было девять лет, когда я попал в руки старого опытного тренера Вольдемара де Бритто. Он дисциплинировал мое пылкое увлечение футболом. Он учил нас, как правильно дышать, как вести себя на поле. Под его руководством мы выиграли районный чемпионат три раза подряд. Я забил 40 голов за 15 игр.
Так как мы были молоды, он мог кричать на нас и заставлять слушать. Не думаю, чтобы он мог добиться того же самого с более взрослыми игроками, но он был хорошим тренером для меня и, конечно, для других. Четверо или пятеро моих сверстников также преуспели в профессиональных клубах Бразилии.
Теперь у меня другие отношения с тренерами. Висенте Феола и Айморе Морейра, тренеры бразильской сборной, действительно понимают футбол. Их знания обширны. Но для игроков они скорее друзья, консультанты, советчики, обладающие способностью предчувствовать. Они поддерживают независимость футболиста. Никто из них не навязывает свой вкус.
Это традиционное уважение к природным способностям и к свободе самовыражения футболиста выделяет бразильских тренеров среди многих других. В этом нет ничего удивительного. Ведь для большинства бразильских юношей футбол - единственное проявление романтики в повседневной жизни. Бразилия необычайно богата молодыми талантливыми футболистами. Сейчас в резерве «Сантоса» числится 30 юношей, достойных играть в высшей лиге. Но для них нет места.
Бразильский футбол не знает перерывов. Мы играем у себя или за границей в течение всего года. В среднем я играю 100 матчей в год. Эти матчи - лучшее средство сохранить свежесть игры. Слишком мало остается времени для утомительных и надоедливых тренировок, которыми увлекаются европейцы. Многое можно сказать в пользу правила: «Играй больше, тренируйся меньше». Ведь нет ничего лучше, чем игра. Обычно я тренируюсь один, укладываясь в час (или окало этого), в любое время дня и в любом месте, где мой тренер и я решаем, что это нужно. Я отношусь к тренировкам более серьезно, чем это может казаться. Ведь я должен забивать голы, этого ждут все.
Назову пять моих самых крупных достижений.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.