Взлет

В Толстой| опубликовано в номере №239-240, февраль 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

После петли боевым разворотом Ковриц ушел к зонам.

Над полигоном два самолета один за другим ходили с левым кругом по очереди, как упрямые нырки в воде, пикировали на щиты. Командиры звеньев обучали пилотов технике воздушной стрельбы по наземным мишеням.

За полигоном в разных секторах Соколов и Чайкин водили за собой звено. Ведомым самолетам не удавалась симметрия «гусиного» строя, и они то налезали на ведущего, то оставались далеко позади. В задних кабинах сидели старые летчики и помогали молодым нащупать нужную скорость. Командиры отрядов, оберегая нарождающийся опыт пилотов, заранее предупреждали их сигналами о разворотах и выполняли их плавно, с едва уловимым креном.

Ковриц, облетая зоны, знакомит Переломова с рабочими буднями в воздухе. Кричит в рупор:

- Не легкое дело - воздушный строй. Стро - о - й! Понимаешь?

В зеркальце Переломов утвердительно кивает головой.

Выше всех самолетов, на высоте около четырех тысяч метров, - машины Кузькина и Тополевой. Сегодня по одному пилоту от отрядов с опытными летнабами ушли на предельную высоту без кислородных приборов.

После четырех тысяч метров каждая сотня дается с трудом. Медленно ползет перо барографа, записывая кривую полета. Ртутный столбик термометра падает все ниже и ниже. Тускнеет горизонт. Люди на земле давно уже не видны, но зато мертвые, как макеты, поселки и деревеньки' видны за десятки километров вокруг.

5.000 метров. Секторы управления мотором даны до отказа, стрелка счетчика оборотов бьется у цифры «1.600», но уши пилотов уже не воспринимают оглушающего шума мотора.

Стрелка альтиметра неохотно, утомительно - медленно переваливается за «5.000». Движения рук и ног замедляются, хочется сделать с хорошей скоростью вращения разворот, а он получается, как кадр замедленной киносъемки. Летнабы, записывая показания приборов на этой высоте, смеются над темпами собственных записей: карандаш ползет, как у начинающего школьника, вырисовывая ломаные, подагрические цифры.

5.300 метров. Первые тягучие зевки. Клонит ко сну. Холодный, опьяняющий своей чистотой воздух только дразнит легкие, и они заставляют ускорить темпы дыхания. Прошел час с момента вылета самолетов Кузькина и Тополевой «на высоту». Последние десять минут они безрезультатно силятся перевалить стрелку альтиметра за «5.300».

Перед вылетом они сдали в стартовую газету небольшое обязательство по соревнованию в полете, и сейчас каждому не хочется пойти первому на снижение.

Нудные минуты борьбы людей и мотора заставляют подвинуться стрелку на непривычное для нее место «5.350». Стынет мотор. Чторки отопления радиатора закрыты полностью. Наружный термометр показывает - 18°. Растут обороты винта, но слабеет мощность мотора, и стоит только слегка опустить нос самолета, как через секунду будет потеряно то, что досталось в продолжительной борьбе.

Предельная высота для конструкции само лета называется потолком. Есть машины с потолком в 15.000 метров. На смену - им идут новые самолеты и моторы, и они будут таранить потолок земного притяжения, будут рвать нить за нитью из невидимого клубка, опутывающего сегодня полет.

В это время Ковриц закончил облет зон, мысленно подсчитал самолеты, прибавил к этой цифре два невидимых «на высоте» и успокоенный уже собрался рассчитывать на посадку, как вдруг заметил подозрительно быстрое косое смещение предметов под самолетом. Выдерживая прямую линию полета, Ковриц боролся со сносом.

Дул сильный ветер. Удивление Коврица было вызвано тем, что перед началом полета он получил хорошую метеорологическую сводку. Осматривая сейчас горизонт, он заметил приближающуюся к аэродрому мрачную завесу облаков. Они шли низко и плотной массой и передними разорванными краями закрывали полигон.

Прибавив газ, Ковриц через минуту подошел к аэродрому. При планировании на посадку машина рванула раз, другой... Перед самой землей игривый поток воздуха подкараулил момент и вскинул самолет вверх, как игрушечный змей. Ковриц злобно отпарировал взмывание и сел. Рулил рассеянно, то и дело оглядываясь на мрачную завесу, закрывавшую горизонт от солнца.

Выскочил из самолета и по привычке говорил с собой:

- Толково, Бронислав Карлович! Вот вам и подарочек от небесной канцелярии. Дежурный!

Переломов только на земле осознал тревогу Коврица. Ветер трепал стартовые флаги, мета лась трава, конус на сигнальной мачте загнулся кверху.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о  трагической судьбе  Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны,  о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой  «Плакальщица» и  многое другое.



Виджет Архива Смены