Последний батрак

М Шошин| опубликовано в номере №239-240, февраль 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Краткое содержание предыдущего

К руководителю секты бегунов, кулаку - «благодетелю» Карпу Исаичу в глухую лесную деревню приезжает из города дочь Лида. Она советует отцу немедленно переезжать в город, так как в стране проводится ликвидация кулачества как класса. У Лиды в городе связи с сыном фабриканта - инженером Левендой, который обещает устроить Карпа Исаича на работу. Отец в конце концов соглашается с «образованной» дочерью. В доме Карпа Исаича работает батраком молодой парень Лутошка. Лида обещает ему свое покровительство в городе.

Об'явив в деревне, что «так повелел господь бог», Карп Исаич неожиданно покидает насиженное гнездо. Лутошка следует за ним...

Карп Исаич устраивается. - Почему взволнован Левенда. - Разговор в коридорчике. - Иностранные слова. - Мопровский значок. - Угроза остаться без обеда. - Ячейка обращает внимание. - Падает снег. - Индивидуальный подход. - Коноплянкин хитер, но Лутошка еще хитрей.

2

Левенда предложил Карпу Исаичу сколотить артель грузчиков.

- Фабрика перешла на трехсменку, - пояснял он, - и все разнорабочие бросились в корпуса - квалифицируются на машинах. Привези себе артельку из хорошие знакомых мужиков и монопольно действуй на выгрузке.

- Это я, Игорь Всеволодович, могу оборудовать в лучшем виде. Артелька будет, что твой завод.

На тех же днях Карп Исаич съездил в деревню и привез грузчиков.

Теперь у Карпа Исаича был и дом и хороший заработок, и он почувствовал себя почти так же спокойно и удобно, как в деревне.

Опять появились у него в доме странники и странницы, в дни отдыха происходили моленья. Пели свои бегунские заунывные стихи. Карп Исаич произносил проповеди. Приходили послушать их и жены рабочих из поселка.

- Самое главное, многолюбимые наши братья и сестры, то надо принять в разуменье, - изрекал Карп Исаич, - что Христос был пролетарского происхождения, сын мелкого ремесленника, сын одиночки - кустаря - плотника Иосифа. Мать его была простая трудящаяся женщина. По своему социальному происхождению она близко подходит к рабочему и крестьянину. Христос же был великий социалист - коммунист.

Лутошка после переезда хозяина пилил вместе со «странниками» оставшееся после сноса дома гнилье. Потом Карп Исаич взял его в город. Батрак работал теперь в артели, жил у хозяина, в свободное время колол дрова, таскал воду, бегал по магазинам.

Но все - таки здесь он чувствовал себя вольнее, нежели в деревне, как - то незаметно перейдя из - под недремлющего ока Карпа Исаича на попечение Лиды, которая давала ему читать небожественные книжки. Это были буржуазные романы, в которых Лутошка ничего не понимал, и стихи. Стихи его больше трогали, но редкие строчки доходили до души. Лида даже один раз ходила с ним в кино, и Лутошка с трудом сдерживал свою радость. С этого вечера он окончательно влюбился в хозяйскую дочку.

Тяжело было в те вечера, когда приходил инженер Левенда с компанией приятелей. Тогда Лутошка бродил около комнаты, где кипело веселье, или таился в коридорчике, прислушиваясь. Однажды гости, только что усевшись в комнате, продолжали начатый разговор:

- А я вам говорю, что экстракт Сорвачева дает прекрасный результат. Он заменяет два красителя, которые мы ввозили из - за границы. За них платят золотом восемьдесят рублей за килограмм, - ожесточенно говорил Левенда.

- Вы просто, Игорь Всеволодович, под старость стали экзальтированным, как женщина. Кто - то вам сказал - вы поверили. Неужели я допущу мысль, что какой - то рабочий без знания химии, без образования мог открыть что - нибудь подобное? - брюзжал один из его приятелей. - Испытание было?

- Предстоит.

- Вот видите! А вы взялись утверждать... Заиграл патефон, и кто - то вполголоса стал напевать веселую песенку. Длинными черными нитями тянулись минуты. Прошел мимо Лутошки Карп Исаич и скрылся в своей горенке. И опять медленно тянулись минуты. С другого конца коридора на Лутошку надвигалось огромное багровое лицо Карпа Исаича.

Лутошка хотел закричать, но лицо Карпа Исаича вдруг пропало. Лутошка успокоил себя:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены