– Врубай четвертую! – приказал Жорняк, когда под гусеницами заскрипел полутораметровый лед реки. – Ну, ты видел? Какие шустрые! Удрали... Еще не раз попросят помощи, вот увидишь. Да только я им – шиш! Прбволочки не дам! И ты не давай.
– Я что? Я, как скажете, – с готовностью откликнулся Сергей. Жорняку нравилась в Сергее эта армейская покладистость – как старшие скажут, так и надо. А вообще веселый парень, говорил, что раньше работал циркачом, на мотоцикле по вертикальной стене гонял.
Ты сошел со стенки удачно. Это тебе сейчас аплодируют и толстяк в новой шляпе из синтетической соломки и девушка с расширенными от изумления глазами. Девушкам ты всегда нравился, баловали тебя поварихи в нашей столовой, ох, как баловали...
Ты раскланиваешься и уходишь. Вместо тебя будет работать Альберт Аметистов. Интересно, это в самом деле такая фамилия у него или псевдоним? Может быть, по паспорту он никакой не Альберт, а, скажем, Мыкола Нечипуренко?..
Жорняк не давал ни минуты отдыха, гнал санно-тракторный поезд вперед. В тот день так и не пообедали, а ужинать пришлось на ходу, не бросая рычагов управления.
Когда уже смеркалось, настигли колонну рыбкоопа и лихо обошли ее сбоку. Жорняк даже не притормозил.
На ночлег остановились вблизи показавшегося невысоким холма, заметенного снегом. Это начинались горы Бырранга.
Утром пошли на штурм перевала.
Склон, припорошенный слежавшимся снегом, казался пологим, и Жорняк, понадеявшись на свои тракторы, на широкие их болотные гусеницы, решил брать перевал в лоб. Однако машины зарывались в снег, юзили, сползая боком, будто на коньках, едва не переворачивались, а вперед не шли ни на метр.
Отчаянно ругаясь, Жорняк сам садился за рычаги головного трактора, заставлял механиков подкладывать под гусеницы наспех вырубленные слеги из карликовых лиственниц, но слеги проваливались в снег, с хрустом ломались и крошились корявые лесины, тракторы под грузом саней разворачивало боком, угрожающе заносило в сторону, а связки саней сползали вниз, до самой мерзлоты пропахивая снег.
Посовещались. Решили каждую связку саней перетаскивать двумя тракторами. Головной трактор отогнали в сторону, второй и третий впрягли в связку. Жорняк сел в кабину и повел маленькую колонну на перевал.
Волей-неволей Серега Коновалов из самого активного участника перехода превратился в стороннего наблюдателя. Чтобы не терять времени зря, он развернул свою связку, поставил сани поперек склона – так удобнее будет цеплять. Чтобы колючий ветер со снегом не задувал в кабину, Серега заткнул щель в полу обрывком ветоши, прислонился к теплому радиатору отопителя и закурил, рассеянно поглядывая в окно. Трактористы и радиотехники, оставшиеся внизу, тоже покуривали, собравшись тесной кучкой у чадного костерка. Серега хотел подойти к компании, да лень было вылезать на мороз.
Внизу, чуть правее того места, где прошла аэропортовская колонна, показались трактора рыбкооповского поезда.
– Поглядим, как рыбачки попляшут... У них самый мощный – С-100, нашим С-180 не чета... Куда конь с копытом...
Усмехаясь, Коновалов бессознательно повторял интонации Жорняка и так же похлопывал замерзающей ладонью по бедру.
Трактора рыбкоопа выбрали дорогу на перевал в том месте, где было круче всего, но снегу там намело меньше. Конечно, был риск скатиться вниз, прямиком на лед, однако если подумать... Им бы, конечно, трактора помощней...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.