Центр на окраине

Анатолий Баранов| опубликовано в номере №1183, сентябрь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вот я и уезжаю. – грустно сказала Галя и впервые протянула строгому коменданту ладонь.

– Каникулы? – Комендант посмотрела на чемодан.

– Нет. Отпуск. Каникулы – это нечто школьное, давнее, а она, Галина Степановна Вознюк из села Великая Клецка Ровенской области, теперь дипломированный фрезеровщик, рабочий человек и, конечно же, едет не на какие-нибудь каникулы, а в самый настоящий отпуск, после которого ее ждет персональный станок на знаменитом харьковском заводе «Электротяжмаш» имени В. И. Ленина. Комендант поняла состояние девушки и. словно не заметив протянутой руки, крепко обняла Галю и отвернулась. Она была требовательна, порой даже сурова к своим беспокойным жильцам, но когда они вот так, навсегда покидали этот гудящий дом, ей иногда казалось: уезжают родные дети. – Ты уж не забывай нас, Галя, заходи.

– Обязательно. Здесь же все свои. как дома, и я буду каждый день приходить. – искренне пообещала дипломированный фрезеровщик, но комендант знала, что в заводском общежитии у девушки появятся новые друзья, новые интересы и заботы, и она, быть может, не скоро вспомнит о своем обещании, а уж выполнить его, наверное, и не подумает.

– Ну, ладно, беги, поздно уже, мне закрывать пора. – Голос ее снова был привычно сухой, голос, которого побаивались все девчонки, догадываясь, впрочем, что строгостью комендант только маскирует нежность и любовь, живущие в сердце. Но хватит ли его на девять этажей общежития, на пятьсот девчонок, оставшихся на время без матерей?

 

– Уезжают первые выпускники нашего центра, – тихо говорит Надежда Виценко. – Только три года существует наш комплекс, и мы еще не привыкли прощаться.

Надежде в отличие от коменданта по должности не надо скрывать свою любовь к учащимся. Удивительная у нее должность, благородная, но зачастую неблагодарная. Надо быть и педагогом, и судьей, и просто нянькой. Материнская работа! К ней бы приучать человека много лет, но ни один техникум, ни один институт не готовит сейчас воспи¬тателей. Не готовит, хотя только в общежитиях системы профтехобразования живет примерно два миллиона человек. Значит, нужны тысячи и тысячи воспитателей, знающих психологию подростков, умеющих, по меньшей мере организовать их труд и досуг. Надя постигает секреты трудной профессии на практике и скорее всего, интуитивно находит подход к каждой из ста своих воспитанниц. Наверное, ей в какой-то степени помогает знание тех проблем, которые волнуют девчонок. Она сама только два года назад окончила с отличием профтехучилище, получила профессию контролера ОТК и одновремен¬но предложение директора ГПТУ-11 Михаила Тихоновича Матосова стать вос¬питателем в общежитии. Было страшно, но она согласилась: с детства мечтала о звании учителя. Правда, прежний страх поднимается в ее душе и сейчас, особенно когда молодой воспитательнице приходится разговаривать с родителями учащихся, решать вместе с ними сложные житейские вопросы. Но, судя по всему, опытный педагог Матосов не ошибся. Виценко оправдала его надежды, уже стала хорошим воспитателем, поступила в Харьковский университет – будет со временем настоящим учителем.

– Вам нравится наш городок? – В голосе Надежды скорее не вопрос, а утверждение, и мне ничего не остается, как только подтвердить его, тем более что городок действительно оставляет самое приятное впечатление. Я знаю сотни профтехучилищ во многих городах страны, но сравнить этот харьковский комплекс пока не с чем.

 

Городок профтехучилищ, комплекс, центр профтехобразования – все это только разные наименования одного и того же детища четырех харьковских предприятий.

Трудно дать название тому, что не имеет аналогов. Харьковский центр профтехобразования (так его именуют сейчас) пока уникален.

Несколько лет назад харьковские заводы – тракторный, станкостроительный имени С. В. Косиора, подшипниковый и «Электротяжмаш» – решили, объединив свои усилия, построить современную базу для подготовки молодых рабочих. И три года назад на окраине города появился первый учебно-производственный корпус, и выросло первое общежитие. Теперь в центре шесть девятиэтажных общежитий и четыре учебно-производственных корпуса, оснащенные самым современным оборудованием.

Недавно в Харькове проходило сове¬щание ректоров крупнейших вузов стра¬ны. Приехав в центр профтехобразова¬ния, они с восхищением рассматривали учебные кабинеты и мастерские.

– В таких лабораториях можно инже¬неров готовить, – сказал ректор прос-лавленного МВТУ имени Баумана.

– У нас задача не менее важная – подготовить современного рабочего, – ответил старший мастер ГПТУ-11 Алексей Силантьевич Егожа. – А без хорошей базы рабочего, впрочем, так же, как и инженера, в свет не выпустишь.

Потом он мне, правда, признался, что случалось ему объяснять ученикам азы их профессии едва ли не на пальцах – не всегда училище имело такие станки, мастерские и кабинеты.

Алексей Силантьевич исчисляет свой рабочий стаж с начала создания системы профтехобразования. В сороковом году он поступил в ремесленное училище, с ним вместе эвакуировался на Урал, а уж там его, шестнадцатилетнего электрослесаря, назначили мастером. Он был моложе многих своих учеников, но они помнят его, до сих пор письма пишут. Мастером Он и тогда был отменным. Не случайно же Егожу одного из первых направили в только что освобожденный Харьков с особым заданием: готовить рабочие кадры для тракторно¬го.

– Жили мы в землянках и бараках, учились чаще всего на рабочих местах, а продукция у нас была не учебная – фронтовая, – вспоминает Алексей Силантьевич. – Трудно было, но мы мечтали. Хотя самые отчаянные фанта¬зеры не могли бы представить себе наш сегодняшний центр.

В день открытых дверей кабинеты и лаборатории ГПТУ-11 заполнили вось-миклассники харьковских школ. Я за¬глянул в кабинет спецтехнологии токар¬ного дела, где заместитель директора по учебно-производственной работе Алексей Михайлович Комарцоа рассказывал школьникам об училище, о жизни и учебе его воспитанников. А мальчишки во все глаза следили за «волшебной» указкой Комарцова. В ручку указки вмонтированы кнопки, стоит нажать на одну из них – и медленно отъезжает в сторону классная доска, на другую – окна закрываются шторами, и вспыхивает киноэкран или телевизор.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Из школьного в рабочий класс

Беседуют Борис Журавлев, мастер производственного обучения ПТУ № 90 г. Ленинграда, Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР, делегат XXV съезда КПСС и Надежда Максимова, намотчица ленинградского научно-производственного объединения «Позитрон», депутат Верховного Совета СССР