Время, вперед! Сверхскоростные поезда

Ю Шатуров| опубликовано в номере №250, октябрь 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Неожиданность» пришла в образе обыкновенного официанта с подносом в руках, на котором стояли кофейник, грудка булочек и две чашки.

- Мы будем пить кофе, и я постараюсь вам все разъяснить.

Старик, поудобнее расположившись на кожаном диване, приготовился слушать.

- Я - Александр Дементьев, инженер, - наполняя чашки кофе, сказал спутник. - Я увез вас в это путешествие, чтобы показать, как становятся реальными, казавшиеся дерзкими и невоплотимыми мечты. Позвольте немного истории.

«В 1897 г. на выставке в Брюсселе демонстрировался макет сверхскоростного поезда. Многочисленных посетителей поражала возвышавшаяся над землей эстакада, по которой молнией проносился поезд. Это выло творение инженера Бера.

Тогда, как вы очевидно помните, между Ливерпулем и Манчестером предполагалось провести дорогу по проекту Бера. Но предоставим слово Владимиру Ильичу Ленину: «Проект такой дороги между Манчестером и Ливерпулем не получил утверждения парламента только вследствие корыстного противодействия железнодорожных тузов, боящихся разорения старых компаний».

В нашем двадцатом веке, в начале тридцатых годов, германский конструктор Крукенберг пытался сочетать дирижабль с железной дорогой, т.е., образно говоря, «посадить цеппелин на рельсы». Опыт удался - вагон - цеппелин курсировал между Берлином и Гамбургом, пожирая 230 км. в час. Однако такая скорость была не по – плечу железной дороге. Тихоходные товарные поезда, делавшие 40 - 50 клм. в час, на время прохождения крукенберговского заземленного дирижабля ставились на запасные пути. Один только сверхскоростной «цеппелин» проглатывал с невиданной быстротой пространство между Берлином и Гамбургом. На разъездах угрюмо стояли поезда с потухшими огнями. Железнодорожному графику был сломан хребет. Скорость «цеппелина» на рельсах пришлось поубавить. В результате вместо 230 - 150 километров.

В Америке в те же годы был разработан проект «Юнион пассифик рейлройд». Американские газеты гордо возвестили миру о наступающей новой эре в транспорте. Дальний сверхскоростной поезд должен был показать рекорд быстроты европейским собратьям. В Англии экспресс «Летучий Гельтенгемц» пробегал 115 км. в час. «Золотая стрела» в Пенсильвании (САСШ) - 96. Наш советский экспресс «Красная стрела» - до 100 км. А сверхскоростной «червяк» американской компании - до 175 км. Весь поезд - три вагона. Алюминиевый. Вмещает 116 пассажиров. «Червяку» придана обтекаемая форма. Наибольшая скорость ветра во время урагана немногим больше 100 км. Скоростной поезд мчится в два раза скорей. Человек, попавший на рельс за тысячу метров от поезда, гибнет, ибо его зрение не успевает передать в мозг сигнал опасности и привести в действие мускулы.

Стало быть нужно отделить поезд от земли, построить барьер между остальным движением и поездом. Одним из видов такого барьера является поезд на эстакаде. Именно по этому пути пошел советский изобретатель Вальднер.

На железобетонной эстакаде, на высоте 6 1/2 метров укреплен рельс. Поезд сидит на рельсе, как всадник на лошади. В седлообразном углублении аэропоезда скрыты колеса. Снаружи их не увидать. Колеса спрятались под перекрытием, крепко спаивающим оба вагона в одно органическое целое.

Чуть ниже колеса, по обе стороны его, врезались в балки две металлические ленты. По ним скользят бегунки. Колеса и два бегунка - треугольник устойчивости поезда.

При развитии скоростей «под седло» поезда забирается сильная струя ветра, образующая воздушную подушку. Она приподнимает слегка поезд, который больше скользит по воздуху, чем по рельсу. Аэропоезд Вальднера превращается в бескрылый корабль, толкаемый вперед двумя пропеллерами, в котором бегунки - своеобразные направляющие рули.

На закруглениях или при сильном боковом ветре, когда сверхскоростные поезда другой системы могут соскочить с рельсов, аэропоезд Вальднера только слегка приподнимается и опускается, как аэроплан на крутых поворотах. Удачное разрешение треугольника устойчивости предотвращает возможность крушений, катастроф. Треугольник устойчивости покоряет центробежную силу.

Несмотря на свою недостижимую для обычного поезда быстроту, аэроплан берет втрое большие подъемы, чем первый.

Если даже во время бега сверхскоростного аэропоезда сломалось колесо или лопнула ось, это не грозит катастрофой. Над колесами расположены предохранительные стальные башмаки с амортизаторами. На них и сядет поезд.

Оригинально придуманы тормозы. За несколько десятков километров до остановки по расписанию бескрылый корабль постепенно оперяется. Из специальных камер выскакивают крылья, поезд обрастает плоскостями, сопротивляющимися встреч - ному течению воздуха. Одновременно с ними начинают действовать колесные тормозы, бегунки присасываются к лентам - аэропоезд останавливается.

Зимой полотно дорог заносится снегом. Температура скорости падает. Аэропоезду Вальднера не страшны заносы, ибо рельс висит в 6 1/2 метрах от земли.

Далеко за Полярным кругом, в вечно промерзлой тундре, железнодорожные магистрали не проведены - аэропоезд наилучшее средство сообщения.

Железную дорогу через пустыню проложить очень трудно. Движущиеся пески засыпают пути. Эстакада расположена над землей, пескам до нее не добраться.

Путь для аэропоезда стоит немногим дороже пути для железной дороги. Но выгоды от аэропоезда велики!. Люди и грузы неизмеримо быстрее перебрасываются с места на место. Огромная экономия в средствах, времени, затрате энергии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Газган

Из романа «Большой конвейер»