Время, вперед! Сверхскоростные поезда

Ю Шатуров| опубликовано в номере №250, октябрь 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Через несколько минут сомкнулись двери и поезд плавно снялся с места. Назад помчались станционные постройки, потом бег усилился, и поезд нырнул в решетчатую трубу...

Будни в поезде начались завтраком в вагоне - ресторане. За столиком начал свой рассказ Дементьев.

«В 1911 году профессор Вейнберг проделал лабораторный опыт в Томском технологическом институте. Из цилиндрической трубы был выкачан воздух. В трубе на определенных расстояниях расположились электромагниты. Вагон, в форме снаряда, помещенный в такую трубу, не испытывая сопротивления воздуха, перескакивает от одного электромагнита к другому. Вагон двигается, не соприкасаясь с оболочкой трубы. Теоретическая скорость такого сообщения до 10 тысяч км. в час.

В 1924 году студент Московского института инженеров транспорта Ярмольчук отыскал новый принцип сверхскоростного поезда.

Железнодорожная система основана на взаимодействии колес и рельсов. В шаровагоне колес нет. В нем два полых катка, похожие на арбузы со срезанными дольками, внутри катков помещены моторы. На такие два катка посажены шаровагоны. Каждый каток почти такой же величины, как и вагон.

Шаропоезд катится по лотку из литого базальта. Корпус шаровагона стальной. Над шаропоездом вместо электропроводов висят две прорезанные снизу трубки, внутри которых движется челнок, соединенный дугами с мотором шарокатков. Каждый вагон не зависит от другого, так как электроэнергия равномерно рассосредоточена по всем моторам. Шаровагон - самостоятельно движущаяся единица, шаропоезд - соединение таких единиц, его можно составлять из любого количества шаровагонав.

Впереди и позади шаропоезда находятся для уменьшения сопротивления обтекаемые плоскости, похожие на голову змеи.

Шаровагон более устойчив, чем пульмановский, так как лоток и катки имеют больше точек соприкосновения, чем колеса и рельсы. Он с легкостью преодолевает уклоны. Пассажиры не испытывают неудобств. Чем больше скорость, тем больше устойчивость. Скорость шаропоезда 250 - 300 юм. в час. Вагон очень вместителен - 110 чел. Система тормозов почти такая же, как и в аэропоезде.

После сооружения аэропоезда и шаропоезда такие города, как Ленинград, Казань. Киев, Харьков, стали пригородами Москвы. Москвич, уезжая в Казань, тратит на это столько же времени, сколько надо было на поездку в Загорск.

Между Магнитогорском и Сталинском ежедневно курсировали 346 составов. Теперь их заменяет 38 скоростных поездов.

На 90 проц. сократилось количество паровозоремонтных заводов и депо. Отпала необходимость в многочисленных станционных постройках. Для обслуживания скоростных поездов потребовалось меньше рабочих, чем для железных дорог.

Кроме того снятие скоростных и пассажирских поездов с графика благоприятно отразилось на работе железных дорог - втрое повысился грузооборот.

Скоростные поезд - большое приобретение нашего века.

Отныне нет окраин. Стоимость проезда низка. Каждый гражданин Советского союза может позволить себе прогулку в любой город. От Москвы до Владивостока вместо прежних 1 I - 12 суток - 40 часов! Быстро, скоро и дешево.

Скорость шаропоезда не опасна для окружающих. Во многих местах жолоб шаропоезда отгорожен невысокими заборами, в отдельных местах он заключен в трубу.

В капиталистических странах идея сверхскоростного поезда потерпела фиаско. Денежным крезам, вложившим огромные средства в железные дороги, невыгодны сверхскоростные поезда. Только в отдельных случаях сверхскоростный поезд получал права гражданства. В Америке компания «Юнион пассифик рейлройд» строит сверхскоростный поезд, чтобы погубить своих конкурентов - автобусников.

То, что не могли сделать капиталисты, осуществили большевики. Сверхскоростные поезда полностью разрешили проблему быстрой переброски людей и грузов...»

Шаропоезд замедлил ход. Глаз постепенно различал от - бегающие назад деревья, запорошенные ранним снегом. В Ленинград шаропоезд вступил тихим ходом. Прошло только 2 1/2 часа.

Командира шаропоезда ждала депеша. Из Мурманска предупреждали, что в пути выпал снег. К голове шаропоезда прикрепили снегоочиститель, и он, набирая скорость, помчался к берегам Ледовитого океана.

В перспективе окна возник дальний вид. Дементьев загляделся. Угрюмые, седые валы Ледовитого океана накатывались на берег.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Газган

Из романа «Большой конвейер»