Портрет солиста ленинградского Академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, лауреата Государственной премии СССР, народного артиста РСФСР Юрия Марусина
«…Уважаемая редакция! Уже много лет я с удовольствием читаю материалы клуба «Музыка с тобой». Интересная музыкальная страничка. И очень нужная. Хорошо, что вы рассказываете не только об эстрадных исполнителях. В прошлом году с удовольствием читала о балете, о фольклорной группе Назарова, порадовала и статья о «трех китах» классической музыки — Бахе, Генделе, Скарлатти. Я очень люблю оперу. Сколько у нас прекрасных оперных певцов! Какие голоса, какая культура исполнения! Но как мало мы, молодые, знаем о них...» — Ирина Крошкина, Магаданская обл.
Италия, небольшой зал оперного театра города Буссето, который называют городом Верди. Здесь великий маэстро слушал свои оперы в исполнении лучших итальянских певцов, а за дирижерским пультом нередко стоял молодой Тосканини. Именно поэтому спустя столетие церемония присуждения звания лучшего певца сезона в Италии проходит в театре Буссето.
В 1982 году этого почетного звания был удостоен ленинградский тенор Юрий Марусин. Ему — первому из советских артистов — была вручена Золотая медаль Верди — Тосканини.
Вручение медали состоялось после блистательного выступления Марусина в знаменитом миланском театре «Ла Скала» в труднейшей партии Габриэля в опере Д. Верди «Симон Бокканегра», где партнерами певца были звезды мировой оперной сцены — Мирелла Френи, Пьетро Капучилли, Николай Гяуров, дирижер Клаудио Аббадо.
...Юрий родился после войны в небольшом уральском городке Кизел. На одной из уральских шахт работал его отец. В семье Марусиных любили песню. Отец играл на баяне, а дети, две дочери и старший сын — пели под его аккомпанемент русские народные песни. Вскоре в семейный ансамбль включился и Юрий, самый младший.
Однако к двенадцати годам пение он забросил. Его все больше занимали книги и рассказы о прославленных полководцах, пограничниках, о войне. Сначала мечтал быть геологом, как старший брат, но затем решил стать кадровым военным.
Его направили служить в Заполярье. И в это время у него возникло страстное, неудержимое желание петь. Как вспоминает Марусин, он уже не мог не петь, и даже мысли, казалось, пелись...
Через полтора года был откомандирован в Ленинград в только что организованный ансамбль песни и пляски Северо-Западного пограничного округа.
Однажды Юрий увидел консерваторскую афишу, где оповещалось о прослушивании и приглашались все желающие. Но в тот день коллектив ансамбля должен был уезжать в Мурманск. Времени оставалось в обрез, и он в военной форме поспешил на Театральную площадь.
Консерваторская обстановка сразу отрезвила его. Он прислушался к разговорам: кто-то собирался петь арию Хозе, кто-то — Радамеса, говорили даже об Отелло. Стало не по себе...
Наконец, Марусин в аудитории. Профессор, смерив абитуриента испытующим взглядом, спросил.
— Что вы собираетесь нам спеть?
— Арию Рудольфа из оперы Пуччини «Богема».
Взъерошенный юный лейтенант в гимнастерке и сапогах настолько не отвечал облику представителя парижской богемы, что все улыбнулись.
Профессор назидательно произнес:
— У нас арией Рудольфа заканчивают консерваторию, а не поступают с ней. Но раз у вас больше ничего нет, встаньте вон там, у рояля, и начинайте...
И Юрий запел. Сначала неровно, волнуясь, а затем, понемногу обретая уверенность, чувствуя, что голос звучит хорошо, запел во весь голос — широко и свободно.
Дойдя до финального верхнего «до» в арии и желая показать все, на что способен, Юрий закатил такую фермату, что удивил даже видавших виды педагогов. Лицо профессора стало доброжелательным, приветливым.
— Ну что ж, для начала неплохо, очень даже неплохо, — сказал он, внимательно вглядываясь в молодого лейтенанта. — Вы поступили очень разумно, придя к нам. У вас есть... — он остановился, явно сдерживая себя и стараясь не сказать ничего лишнего, — определенные способности.
Марусин был принят в консерваторию в класс профессора Евгения Григорьевича Ольховского, известного в прошлом баритона Мариинского театра, выступавшего вместе со многими замечательными русскими певцами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Заполнив анкету «Смены», 4 тысячи читателей стали соавторами социологического исследования, предпринятого журналом
Из почты главного редактора
В дни работы последнего съезда писателей России прочел в докладе председателя мандатной комиссии такую цифру: из 567 делегатов только 26 моложе 40 лет