В дни работы последнего съезда писателей России прочел в докладе председателя мандатной комиссии такую цифру: из 567 делегатов только 26 моложе 40 лет
И это спустя 10 лет после принятия постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью», в котором предусматривалось более смелое выдвижение литературной смены, создание благоприятных условий для выявления творческой индивидуальности молодых писателей. И это в эпоху, отмеченную динамизмом в социальной жизни, обновлением не только пресловутых «стиля и методов», но и самого подхода к решению назревших проблем.
Xватало за последние годы и оргмероприятий, и с изданием первой книги вроде бы полегче стало, а вот новых Лермонтовых (по возрасту хотя бы) что-то не прибывает. По сей день слышишь: «Да в ваши годы Пушкин уже на Черной речке стрелялся... А у вас всего несколько повестушек напечатано...»
И ведь верно — если принять в соображение объем сделанного Пушкиным как непременное условие для допущения на Черную речку, то нынешним молодым придется доковылять к барьеру годам к шестидесяти... А там уж и сатисфакции требовать как-то неловко — в пенсионном-то возрасте.
Литература, искусство — свидетели и свидетельства того, что происходит в обществе. Долгое время мафусаиловы годы служили как бы гарантией опытности руководителя, вот и вышло, что сорокалетние стали ходить чуть ли не в мальчишках. Ситуация в творческой сфере зеркально отразила положение, создавшееся в социальной жизни. «Мои года — мое богатство» — сия немудреная формула вполне точно выражала суть происходящего.
Но не только «геронтократия» в искусстве повинна в том, что возраст зрелости все повышается, а пишущая (снимающая, рисующая) молодежь все чаще дает основания для обвинений в инфантильности. Во многом способствует этому разъединенность отдельных отрядов, если так можно выразиться, творческой интеллигенции. Литераторы сами по себе, кинематографисты сами по себе...
Эти мысли предшествовали моему знакомству с положением дел в Казахстане — туда я летел как раз за подтверждением (или опровержением) своих выкладок. Маршрут же мой определился именно в силу того, что я был наслышан: там не так, там на проблему воспитания творческой смены смотрят широко, масштабно, стремятся к своего рода синтезу творческих исканий. Оттого и «показатели» — если можно употреблять этот термин применительно к творчеству — высоки. За последние несколько лет молодые исполнители Казахстана, поэты, режиссеры были премированы на авторитетных союзных и международных конкурсах. Пианистка Жания Аубакирова и скрипачка Гаухар Мурзабекова стали лауреатами Парижского конкурса молодых исполнителей в 1983 году (2-я премия). Айман Мусаходжаева — лауреат конкурса скрипачей в Токио, в 1985 году премирована на конкурсе в Хельсинки. Певец Алибек Днишев — лауреат трех международных конкурсов. Баянист Анатолий Гайсин получил серебряный кубок мира в Гамбурге (1983). Пианистка Гульжамиля Кадырбекова выиграла конкурс Виотти в Италии. Картина режиссера А. Альпиева (при участии С. Бодрова) «Сладкий сок внутри травы», снятая на «Казахфильме», получила «серебро» на XIV Международном кинофестивале в Москве (1985). Начиная с 1979 года ежегодно кто-то из казахстанцев удостаивается премии Ленинского комсомола — поэт Мухтар Шаханов, дирижер Толепберген Абдрашев, певица Роза Рымба-ева, фольклорно-этнографический ансамбль «Отрар-сазы». Художники Анарбек Накисбеков и Ерболат Тулепбаев получили две первые премии на советско-чехословацком конкурсе «Наш современник».
Этот фейерверк «рекордов» совпал по времени с усилением работы творческих союзов Казахстана, ЦК ЛКСМ республики по руководству творческой молодежью. Именно в эти годы привились фестивали искусств «Жегир», призванные выявить новые имена, ускорить вхождение начинающих авторов, исполнительских коллективов в художественную жизнь.
В числе учредителей «Жегира» — Союз писателей, Союз композиторов, Союз кинематографистов, а также Министерство культуры, Госкино и прочие организации, ведающие делами искусства и литературы. Они осуществляют не только общее руководство фестивалем, но и финансируют его. В результате на несколько дней в распоряжение молодых авторов и исполнителей передаются лучшие сцены и кинотеатры, начинающие артисты получают возможность показать себя не на клубном уровне, они проходят испытание по большому счету. И зритель у них тоже большой — не тот, что из снисхождения похлопает.
Обо всем этом я узнал еще до поездки и собирался разузнать в Алма-Ате не столько о новых достижениях, сколько поразмыслить, что называется, с козырями на руках о том, чему можно поучиться у коллег из Казахстана, расспросить их о тех проблемах, которые, возможно, еще виднее, еще рельефнее проступают в условиях хорошо организованной работы.
Канат Бекмурзаевич Саудабаев, председатель Госкино республики, подчеркивает, что воспитание творческой молодежи имеет для кинематографистов Казахстана основополагающее значение. Ибо в штате «Казахфильма» большинство составляют молодые режиссеры, операторы, актеры.
Но дело не только в арифметике. Именно с новыми именами связываются надежды на качественный подъем казахского кино. Негативные явления последних лет, о которых ныне много говорят в республике, когда заходит речь о ситуации в этой области, были вызваны во многом медленным творческим ростом молодых мастеров экрана.
Теперь положение выправляется. За истекшую пятилетку молодыми режиссерами «Казахфильма» создано 9 полнометражных и 15 короткометражных игровых фильмов. Помимо союзного объединения «Дебют», в рамках которого пробуют свои силы выпускники ВГИКа и Высших режиссерских курсов, имеется и республиканская система дебютов. .По решению правительства Казахстана ежегодно выделяется около 350 тысяч рублей специально для обеспечения постановки фильмов режиссерами-дебютантами — такого нет ни в одной из пятнадцати республик, и это лишний раз подтверждает особое внимание, уделяемое проблемам творческого роста молодежи в Алма-Ате. Появились такие интересные работы, как «Коммунист Караушан» Дамира Манабаева, «Начальник охраны» Амангельды Ташбаева, «Ясновидец Мажикен» Абая Карбыкова, «Буранной ночью» Саппара Сулейменова. Ермек Шинарбаев, сделавший в НТО «Дебют» короткометражную картину «Красавица в трауре», недавно закончил полнометражную телевизионную ленту «Сестра моя Люся» по сценарию известного прозаика Анатолия Кима. По общему мнению коллег, зрителей, критиков, это серьезная удача.
Не много времени прошло с момента организации республиканской системы кинодебютов, и поэтому итоги подводить рано. Можно говорить лишь об опыте организации подготовки творческой молодежи. Дело в том, что после многих лет «прорыва», имевшего место в кинематографии Казахстана, сразу наладить производство шедевров невозможно. Традиция создается десятилетиями, постепенно — как плодоносный слой, из года в год намываемый рекой. Как неизменен этот процесс в природе, так же постоянен должен быть поиск в искусстве. Обеспечить его преемственность и есть задача тех, кто руководит кинопроцессом. Надо создать условия для максимального выявления возможностей начинающих режиссеров, считает Саудабаев, при этом главное не мастеровитость дебютанта, а момент новизны, личностное начало. Пусть будет «сыровато», лишь бы в дебютной картине просчитывалась жизненная позиция ее автора. Профессионализм набирают позже, а вот своеобычность взгляда — если она не проявилась в первой же работе — может вообще не прийти. Самое страшное в искусстве — идти проторенными путями.
Итак, творческий рост можно прогнозировать там, где признается право на поиск, право на ошибку, если хотите. Но, к сожалению, не так много областей нашей жизни, где господствует такое отношение к делу. Оттого, наверное, и молодежь нынче «не та» — нет в ней, что ли, романтического духа, слишком хорошо она знает, чего хочет, а главное — знает, как «делается» искусство. Об этом говорили многие из моих собеседников — и в Союзе писателей, и в Союзе композиторов. Ибо во всех видах и жанрах искусства существует ныне относительно высокий уровень профессионализма при весьма низком уровне новаторства.
Композитор Толеген Мухамеджанов — председатель Совета творческой молодежи при ЦК ЛКСМ Казахстана. С ним мы много говорили о том, как стимулировать творческий поиск молодых музыкантов, писателей, художников. Не сказывается ли — в отрицательном смысле — известная разъединенность представителей различных профессий в искусстве?
Когда-то объединению способствовали так называемые салоны. В домах богатых меценатов собирались поэты, живописцы, исполнители, и неизбежно возникал общий разговор о проблемах эпохи, о творческих принципах. Синтез искусств — вот что обеспечивало рост каждого художника. Романист перенимал композиционные приемы музыканта и живописца, создатель романсов вдохновлялся после общения со стихотворцем...
Если бы сегодня существовало нечто вроде тех стародавних салонов, все бы от этого выиграли. Время от времени происходят всплески организационной активности: проведем вечер творческой молодежи, соберем для диалога писателей и архитекторов, артистов и композиторов. Специально вроде бы для этого задуман ЦДРИ (Центральный дом работников искусств) в Москве, но на деле это прибежище скорее актеров, чем «всех прочих». Вечера творческой молодежи — дело благое, но в силу нерегулярности своей малоперспективное. Лучшей формой общения был бы клуб творческой молодежи, куда могли бы приходить студенты художественных училищ и вузов, начинающие актеры и т. п. В Алма-Ате, я бы сказал, весьма благополучном в этом отношении городе, и то непросто бывает «пробить» хорошую идею. 18 лет энтузиасты пытались заручиться поддержкой своего предложения о создании джаз-клуба. И никто вроде бы не препятствовал, все были «за». А первый концерт состоялся в декабре 1985 года. Прошло еще несколько музыкальных вечеров, но все — на чужих территориях. Пока квартирует джаз-клуб в актовом зале ЦК ЛКСМ.
Совсем недавно открылся городской молодежный клуб. На его собрании юношам и девушкам был впервые показан рок-балет в исполнении группы балетмейстера Жаната Байдаралина. Успех гигантский. Инициаторы создания клуба полны оптимизма. Я думаю, он оправдается, если клуб опять-таки получит постоянную прописку. Все-таки нельзя недооценивать привязанности людей — в том числе и молодых — к своему дому, к определенному ритму жизни. Недаром даже в барах и дискотеках в основном завсегдатаи собираются.
Тут самое время сказать несколько слов от имени воображаемого скептика. А что если такое уединение творческой молодежи приведет к тому, что она слишком долго будет чувствовать себя в коротких штанишках?
Но я вовсе не ратую за раздельное существование. «Поварившись» в своем клубе, молодые все равно выйдут на большую сцену, в большую литературу. А вот обмен идеями, который неизбежно возникнет в ходе дружеского общения, как раз и убережет от инфантилизма.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К ХХ съезду ВЛКСМ. Анализ назревших проблем
Портрет солиста ленинградского Академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, лауреата Государственной премии СССР, народного артиста РСФСР Юрия Марусина