Итак, город и канал квиты.
Получается, что Волга как бы сама втаскивает себя на высоту в 40 метров. Чудо? Почти. Иначе это чудо называется социалистическим планированием.
Однако простимся с аванпортом и плотиной и по каналу попробуем проехать в Москву.
Первые километры. Вода тихо плещется о борта нашего катера. Глубокая тишина прорезается иногда свистком паровоза. Где - то рядом бежит паровоз по волжской ветке Савеловской дороги. Ветку эту каналоармейцы проложили три года назад в диком лесу. Там маленькие станции с героическими названиями: «Соревнование», «Техника», «Темпы»...
На седьмом километре над берегами возникают вдруг с обеих сторон высокие насыпи. Смотришь карту: правильно, здесь, под каналом, протекает река Сестра. Вон виднеется край широченной железобетонной трубы. Река бежит в трубе под синей лентой канала. Ее загрязненные воды в канал не приняли.
Снова потянулись прямые берега, откосы, выложенные камнем, окаймленные сверху зеленым дерновым бордюром.
Впереди завиднелись белые башенки - шлюз № 2. Здесь наш катер берет первую ступень водяной лестницы.
На канале побывало еще очень мало народа. И у многих нет даже представления о том, как расположены на нем сооружения. Многие, например, убеждены в том, что насосные станции стоят на берегах канала, у самой воды, по которой плывут суда. Но если б это было так, никакое судоходство по каналу не было бы возможным.
Вблизи каждого шлюза от канала ответвляется отросток - отводящий канал. Вода по отростку поступает в засасывающие трубы насосной станции, здание которой стоит в стороне от судового хода. С самолета должно казаться, что канал в этом месте раздвоился. На одной ветке - башенки шлюза, на другой - массивное широкое сооружение с двумя корпусами, соединенными акведуком.
Насосная станция и с виду велика - почти четырехэтажный дом. Но войдите внутрь. Здесь вы можете убедиться, что станция имеет не четыре, а восемь этажей.
Монтажники ходят по бетонным коридорам, где стены не отвечают на стук: над головой - вода. Почти на четыре этажа под воду уходит насосная станция.
Нам очень хотелось увидать знаменитые пропеллерные насосы, но они были заняты делом: качали воду. Инженер любезно разъяснил нам, что они похожи на обыкновенные гребные винты. Их особенность - подвижные лопасти. Благодаря этому не нужны сложные пусковые приспособления, применяемые в насосах обычных. Кроме того, они отличаются огромными размерами: диаметр рабочего колеса - два с половиной метра. Каждую секунду насос выталкивает в верхний отросток отводящего канала две тысячи ведер воды. По трубе, в которой стремительно подымается водяной столб, мог бы свободно проехать автобус.
Сегодня на насосных станциях еще работают монтажники и электрики. Через месяц - другой станции опустеют.
В Яхроме, в диспетчерском пункте, дежурный нажмет кнопку на пульте управления.
Через несколько секунд в здании, отдаленном от Яхромы десятками километров, начнут твориться чудеса.
В пустом здании раздастся гудение моторов. Потом самопроизвольно закружится в своей трубе насос. Как в волшебной сказке, оживут механизмы. Лебедка поднимет массивный многотонный щит, закрывающий доступ воде.
Станция заработала. Еще через несколько минут то же самое происходит на второй, третьей, четвертой, пятой станциях... Не в сказке, а взаправду «по мановению пальца» диспетчера Волга начинает течь к Москве.
Еще не везде сняты леса. Лишь по отдельным намекам можно угадывать стиль канала, его архитектуру.
В аванпорте мы видели на откосах дамбы огромные монолиты. Из них высекаются гранитные статуи Ленина и Сталина. Могучие фигуры будут четко рисоваться на фоне неба и воды. У Влахернской нас поразили своей строгой торжественностью высокие башни управления шлюза. Как бы разомкнутая триумфальная арка встречает приближающиеся к столице суда. А вот стройная легкая башенка с колонками, увенчанными советским гербом. На окнах - узорные решетки. Проплывает над головой легчайший, однопролетный железнодорожный мост... Монументальность и легкость - вот что можно угадать.
Дмитров. Старинный городок. Видны купола церквей, круглый вал, окружавший некогда дмитровский кремль.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.