Вы помните, как начинается Волга? Память воскрешает рисунок из старой книги. Глухое болотце. Мхи, трясина. Посреди болотца, окруженная гнилой изгородью, одинокая часовенка...
Казенные патриоты империи российской снабжали обычно эту картинку елейным описанием часовенки, где на стене висел образ спасителя. О Волге говорили молитвенным тоном.
Великая русская река несмотря на молитвы и причитания быстро мелела и дряхлела. Все труднее и труднее было ей тащить собственный груз наносов. Река лысела. Судоходство сокращалось.
Правительства царской России неоднократно намеревались улучшить водные пути империи. Писались проекты и о соединении Волги с Москвой - рекой «для удешевления водного пути из Санкт - Петербурга в Москву».
Сто десять лет назад была сделана первая попытка. Чиновники набросали проект «системы». В «систему» включались Истра (приток Москвы - реки) и Сестра (приток реки Дуб - ни, впадающей в Волгу). Между Сестрой и Истрой начали рыть соединительный канал.
Восьмиверстный канал рыли целых двадцать четыре года. Ухлопали семь миллионов рублей. «И хотя для окончательного устройства системы требовались сравнительно незначительные средства, - минорно повествуем энциклопедия Брокгауза и Эфрона, - но с окончанием Николаевской железной дороги был возбужден вопрос о пользе этой системы, а в 1860 году окончательно было решено систему закрыть, а имущество и земли продать с аукционного торга...»
У современного читателя это решение может только вызвать улыбку. Как убого мыслили в сановной и купеческой России!
Созданный большевиками канал Волга - Москва выполняет сразу три задачи: он делает судоходной Верхнюю Волгу и создает новую транспортную магистраль; он снабжает столицу водой; он обводняет Москву - реку.
Но это - не все. Ведь канал Волга - Москва - лишь второе звено в грандиозном сталинском плане реконструкции всех водных путей страны. Осуществление этого плана сделает еще более могучей нашу родину.
Первым звеном был Беломорско - Балтийский канал имени товарища Сталина. Второе звено - Волга - Москва. А на очереди - Волга - Дон, Большая Волга, Большая Ангара...
Будущий историк, описывая строительство канала Волга - Москва, должен будет отметить, по крайней мере, три даты:
1931. Июнь. Пленум ЦК ВКП(б) принял решение строить канал. Строительство поручено Наркомвнуделу.
1933. Сентябрь. К правому берегу Волги, вблизи деревни Иваньково, причалила моторная лодка: приехали первые строители.
1937. Май. К Москве пришли по каналу первые теплоходы с Волги.
Величайший судоходный канал Европы построен в четыре года.
Задолго до того, как настоящая Волга потекла к Москве, в Дмитрове, в двухэтажном кирпичном домике, гидротехники соорудили плотины и шлюзы. Десятки и сотни раз они пускали, останавливали и поворачивали в разные стороны комнатную Волгу.
Инженеры помнили об огромной своей ответственности перед страной. Их наука - гидравлика - не дает пока ответа на все вопросы, связанные с действием воды на сооружения. С другой стороны, были известны случаи внезапного размыве не только земляных, но и железобетонных плотин.
Существует закон механического подобия. Маленькие модели плотин и шлюзов, подвергаясь действию струй в лаборатории, ведут себя точно так, как их бетонные братья и сестры будут вести себя на настоящей реке.
Этим и воспользовались гидротехники. Они провели сотни испытаний и проб. О том, как вели себя миниатюрные плотины и шлюзы, немедленно сообщалось в штаб стройки. Проекты подлинных плотин и шлюзов исправлялись и улучшались.
Нам рассказывали также об инженерах бетона. Они своими руками перебрали буквально горы гравия. Они ощупывали каждое зерно, отсортировывая лучшие породы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.