Волгу повернули в Москве

М Гольдберг| опубликовано в номере №293, май 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Гравий, как известно, - основная часть бетона (а бетона нужно было уложить на стройке три миллиона кубометров). Хороший гравий не должен бояться мороза, он должен быть, как говорят техники, морозоустойчивым. Инженеры провели двести замораживание и оттаивание гравия в бетоне. И только после этого сказали:

- Нам годится вот этот гравий - и никакой другой.

Они сделали бетон непобедимым для воды.

А сегодня Иваньковская бетонная плотина (вместе с земляной дамбой) удерживает своей грудью Московское море. А Московское море - это не образ, не метафора, а весьма реальная вещь. Московское море затопило территорию в 327 квадратных километров и заставило сняться с веками насиженного места целый город и десятки деревень.

Разница в уровнях по обе стороны плотины составляет около 18 метров. Иначе говоря, Московское море, где и начинается канал, на 18 метров выше нижнего течения Волги.

Пароходы, идущие сверху, из г. Калинина, могут свободно заворачивать по Московскому морю в канал.

Но те пароходы, что приходят со стороны Рыбинска, должны шлюзоваться. В бетонной коробке шлюза № 1 они как на лифте подымаются на прибывающей воде. Когда вода достигает уровня Московского моря, ворота шлюза прячутся в бетонную нишу и пароход выходит в аванпорт.

Когда мы поднялись на Иваньковскую плотину, любуясь безграничной темно-синей водной равниной, был яркий, солнечный день. С высоты примерно шестиэтажного дома открывался морской простор со сквозным горизонтом, лишь кое - где заштрихованным лесом.

Зоркий глаз мог различить в голубоватом мареве пятна островов. Туда, на острова, сегодня еще безыменные, прилетят скоро стаи птиц. Заядлые охотники уже мечтают об охоте на уток в камышах «московского архипелага»...

Мы дошли до середины плотины. Внезапно полил дождь. По - прежнему сияло солнце, голубело небо, а дождь хлестал нам в лицо, обдавая мириадами острых капель.

Стихия бушевала внизу. С другой стороны плотины, сквозь отверстия водосливных щитов, с грохотом низвергалась Волга. Белое облако водяной пыли стояло над нею.

Волга! Как же ты помолодела! Ты похожа на дикий горный поток, ты утратила всю свою степенность и плавность...

По - новому звучит сегодня ласковое слово, каким называли Волгу столетиями, - кормилица. Кормилица заводов и фабрик, могучая сила, двигающая станки и трамваи, зажигающая свет в домах.

Через несколько лет, когда будут построены Угличская и Рыбинская плотины, Большая Волга станет одним из самых мощных источников электрической энергии в стране. Слава первенства принадлежит здесь Иваньковской плотине и ее гидростанции. Вместе с семью остальными гидростанциями канала, сооруженными на перепадах воды у плотин и водосбросов, она даст Москве первый волжский ток.

По вечерам Москве нужно много энергии. Ярко сияют огни в огромных домах, парках и тоннелях метро, гудят ночные заводы. Сильная нужда в энергии ощущается и по утрам, когда полным ходом начинают работать предприятия. Стоимость киловатт-часа в эти, так называемые часы пик почти в три раза выше стоимости киловатт-часа в остальное время суток. И тут приходит на помощь Волга, Она отдает Мосэнерго всю свою электрическую силу.

Но каналу тоже нужна энергия. Его трасса проходит по Дмитровской гряде Валдайской возвышенности. До высшей точки канала - так называемого водораздельного бьефа, где лежат огромные озера - водохранилища, - воду надо подымать насосами со ступени на ступень.

Будь это не СССР, а капиталистическая страна, ловкие дельцы сумели бы извлечь из этого «противоречия» спекулянтский барыш. Но мы живем в социалистическом государстве.

Хозяин здесь один.

И этот рачительный, заботливый хозяин распорядился так: пусть насосные станции работают в те часы, когда Москва не ощущает нехватки энергии, а канал пусть возвращает спой электрический долг Москве в часы пик.

Насосные станции берут в два раза больше энергии, чем получает от канала Москва. Но зато они берут «дешевую» энергию, а платят Москве «дорогой».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Патриоты

Отрывок из повести о Дальнем Востоке