Страницы отечественной словесности
Он принадлежал к поколению Брюсова, Блока, Андрея Белого (разница в двух-трех годах). Пережил первого на семь лет, второго — на одиннадцать. Андрей Белый пережил Волошина на два года. Их жизни вписываются в одну эпоху, которую в творчестве своем каждый из них выразил по-своему.
Как ядро, к ноге прикован
Шар земной. Свершая путь,
Я не смею, зачарован,
Вниз на звезды заглянуть.
Эти строки из посвященного Брюсову стихотворения, написанного в 1903 году. Шар земной оказался для поэта весьма привлекательным. «Земля настолько маленькая планета, что стыдно не побывать везде», — писал Волошин в письме к матери за два года до упомянутого стихотворения (1901). Земля землей, но поэт посмел и заглянуть «вниз на звезды» (обращает на себя этот планетарный взгляд, это «вниз» — с земли, прикованной к ноге, он смотрит на звезды вниз). Он научается видеть песчинку и планету не отдельно друг от друга, а во взаимодействии. Он идет еще дальше:
Так будь же сам вселенной и творцом!
Рывок мысли от планеты к человеку. Поэт писал о космосе, возвеличивая человека и его дело, и оказался нашим современником.
Нынешняя эпоха космических полетов дала возможность по-новому взглянуть на те стихи Волошина, которые обращены к мирозданию.
В одном из писем 1923 года поэт пишет: «... приходится идти совершенно непротоптанными дорогами, и не знаю, что удалось формулировать, что нет». Речь идет о цикле «Космос» (1923), состоящем из семи фрагментов. От мифических озарений молодости поэт проделал путь к «теории относительности» и новейшим открытиям в области физики и астрономии. Казалось бы, неактуальный и надмирный в год написания, этот цикл, равно как и другие стихи на эту и родственные темы стали крайне современными и даже актуальными в наши дни.
Так современность открывает в наследии поэта то одну, то другую его часть, имея в виду в будущем (оно уже наступает) раскрыть его целостно и всесторонне.
Напомню читателю основные биографические данные. Максимилиан Александрович Волошин-Кириенко родился 28 мая 1877 года в Киеве. Он рано потерял отца (принадлежавшего к старому казачьему роду) и остался на попечении матери Елены Оттобальдовны, оказавшей на сына большое влияние. Это была энергичная, умная, общительная женщина.
Жизнь в Москве и московскую гимназию в силу разных обстоятельств пришлось сменить на Крым, который сыграл решающую роль в судьбе Волошина. Елене Оттобальдовне удалось купить участок в Коктебеле. В 1893 году будущий поэт поступил в феодосийскую гимназию. Рано зародившийся и всевозраставший интерес к поэзии, к искусству вообще, особенно к живописи, овладевал всем существом Волошина. Творчество и суждение о творчестве, не мешая друг другу, шли рядом всю жизнь.
В 1897 году М.А.Волошин по окончании гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. Здесь он увлечен задуманным им «Студенческим сборником», выпускавшимся в пользу нуждающихся студентов. Он неблагонадежен. Находится под негласным надзором полиции.
«Что-то скажем, наконец, мы — первое поколение двадцатого столетия?..» Он пишет:
Не жилица в нашем мире
Наша муза. Ведь она
В глубине самой Сибири
Жгучим горем рождена.
Эти песни прилетели
И родились средь степей —
В буйном ропоте метели,
Под зловещий звон цепей...
В этих ранних стихах Максимилиана Волошина слышатся отголоски революционно-демократической поэзии, поэзии Некрасова и поэтов некрасовской школы. В дальнейшем они будут звучать все глуше и глуше. Бунтарские порывы юности сменятся страстью к путешествиям по европейским странам, по Средней Азии, где поэт почувствовал «древность, относительность европейской культуры». Взгляд на мир с высоты тысячелетних культур разных народов становится у Волошина главенствующим в пору его творческого созревания.
Принято говорить и писать, что Максимилиан Волошин — поэт Киммерии. Это справедливо. Восточный Крым, его горы и море, сизые и сиреневые складки его земли, овеянной древнегреческими легендами о «Гомеровой стране», — все это с молодых лет было близко поэту. Это отразилось и на его внешнем, и на его духовном облике.
Современный пейзаж Коктебеля и его окрестностей, покоряющий своей красотой, внушает вместе с тем мысль о древности этой земли, об огромных исторических эпохах, здесь наглядно явленных. Пространство и время здесь как бы объединились, чтобы своей двуединой силой держать в плену наше поэтическое чувство. Максимилиан Волошин именно это и стремился выразить своей поэзией. Он искал гармонии. Рожденный для гармонии, он жил в мире, раздираемом противоречиями, в расколотом мире. В эпоху войн и революций.
И ты, и я — мы все имели честь
«Мир посетить в минуты роковые»
И стать грустней и зорче, чем мы есть.
Я — не изгой, а пасынок России
И в эти дни — немой ее укор.
Следует напомнить, что изгой — это князь без княжения, владения, проторговавшийся гость, не платящий податей. Пасынок — неродной, по Далю, «одному из супругов сын; так, сын от первого брака, приведенный ко второму браку, будет второму супругу пасынок».
Поэт не покидал страну в тревожные годы — в годы революции и гражданской войны. Муза Волошина оказалась восприимчивой не только к природе Крыма, но и к коллизиям истории нового революционного времени.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Адрес интересного опыта
Что волнует молодых
Творческая педагогика