«Властью пристального взгляда»

Лев Озеров| опубликовано в номере №1430, декабрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Страницы отечественной словесности

Он принадлежал к поколению Брюсова, Блока, Андрея Белого (разница в двух-трех годах). Пережил первого на семь лет, второго — на одиннадцать. Андрей Белый пережил Волошина на два года. Их жизни вписываются в одну эпоху, которую в творчестве своем каждый из них выразил по-своему.

Как ядро, к ноге прикован 
Шар земной. Свершая путь,
Я не смею, зачарован,
Вниз на звезды заглянуть.

Эти строки из посвященного Брюсову стихотворения, написанного в 1903 году. Шар земной оказался для поэта весьма привлекательным. «Земля настолько маленькая планета, что стыдно не побывать везде», — писал Волошин в письме к матери за два года до упомянутого стихотворения (1901). Земля землей, но поэт посмел и заглянуть «вниз на звезды» (обращает на себя этот планетарный взгляд, это «вниз» — с земли, прикованной к ноге, он смотрит на звезды вниз). Он научается видеть песчинку и планету не отдельно друг от друга, а во взаимодействии. Он идет еще дальше:

Так будь же сам вселенной и творцом!

Рывок мысли от планеты к человеку. Поэт писал о космосе, возвеличивая человека и его дело, и оказался нашим современником.

Нынешняя эпоха космических полетов дала возможность по-новому взглянуть на те стихи Волошина, которые обращены к мирозданию.

В одном из писем 1923 года поэт пишет: «... приходится идти совершенно непротоптанными дорогами, и не знаю, что удалось формулировать, что нет». Речь идет о цикле «Космос» (1923), состоящем из семи фрагментов. От мифических озарений молодости поэт проделал путь к «теории относительности» и новейшим открытиям в области физики и астрономии. Казалось бы, неактуальный и надмирный в год написания, этот цикл, равно как и другие стихи на эту и родственные темы стали крайне современными и даже актуальными в наши дни.

Так современность открывает в наследии поэта то одну, то другую его часть, имея в виду в будущем (оно уже наступает) раскрыть его целостно и всесторонне.

Напомню читателю основные биографические данные. Максимилиан Александрович Волошин-Кириенко родился 28 мая 1877 года в Киеве. Он рано потерял отца (принадлежавшего к старому казачьему роду) и остался на попечении матери Елены Оттобальдовны, оказавшей на сына большое влияние. Это была энергичная, умная, общительная женщина.

Жизнь в Москве и московскую гимназию в силу разных обстоятельств пришлось сменить на Крым, который сыграл решающую роль в судьбе Волошина. Елене Оттобальдовне удалось купить участок в Коктебеле. В 1893 году будущий поэт поступил в феодосийскую гимназию. Рано зародившийся и всевозраставший интерес к поэзии, к искусству вообще, особенно к живописи, овладевал всем существом Волошина. Творчество и суждение о творчестве, не мешая друг другу, шли рядом всю жизнь.

В 1897 году М.А.Волошин по окончании гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. Здесь он увлечен задуманным им «Студенческим сборником», выпускавшимся в пользу нуждающихся студентов. Он неблагонадежен. Находится под негласным надзором полиции.

«Что-то скажем, наконец, мы — первое поколение двадцатого столетия?..» Он пишет:

Не жилица в нашем мире
Наша муза. Ведь она
В глубине самой Сибири
Жгучим горем рождена.

Эти песни прилетели
И родились средь степей —
В буйном ропоте метели,
Под зловещий звон цепей...

В этих ранних стихах Максимилиана Волошина слышатся отголоски революционно-демократической поэзии, поэзии Некрасова и поэтов некрасовской школы. В дальнейшем они будут звучать все глуше и глуше. Бунтарские порывы юности сменятся страстью к путешествиям по европейским странам, по Средней Азии, где поэт почувствовал «древность, относительность европейской культуры». Взгляд на мир с высоты тысячелетних культур разных народов становится у Волошина главенствующим в пору его творческого созревания.

Принято говорить и писать, что Максимилиан Волошин — поэт Киммерии. Это справедливо. Восточный Крым, его горы и море, сизые и сиреневые складки его земли, овеянной древнегреческими легендами о «Гомеровой стране», — все это с молодых лет было близко поэту. Это отразилось и на его внешнем, и на его духовном облике.

Современный пейзаж Коктебеля и его окрестностей, покоряющий своей красотой, внушает вместе с тем мысль о древности этой земли, об огромных исторических эпохах, здесь наглядно явленных. Пространство и время здесь как бы объединились, чтобы своей двуединой силой держать в плену наше поэтическое чувство. Максимилиан Волошин именно это и стремился выразить своей поэзией. Он искал гармонии. Рожденный для гармонии, он жил в мире, раздираемом противоречиями, в расколотом мире. В эпоху войн и революций.

И ты, и я — мы все имели честь
«Мир посетить в минуты роковые»
И стать грустней и зорче, чем мы есть.
Я — не изгой, а пасынок России
И в эти дни — немой ее укор.

Следует напомнить, что изгой — это князь без княжения, владения, проторговавшийся гость, не платящий податей. Пасынок — неродной, по Далю, «одному из супругов сын; так, сын от первого брака, приведенный ко второму браку, будет второму супругу пасынок».

Поэт не покидал страну в тревожные годы — в годы революции и гражданской войны. Муза Волошина оказалась восприимчивой не только к природе Крыма, но и к коллизиям истории нового революционного времени.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Перспектива

Интервью с героем очерка «Главный конструктор» («Смена» № 10) Александром Сорокиным

«По-новому»

Что волнует молодых