Что такое этикет
Я старый человек, мне 80 лет. И мне очень хочется видеть нашу молодежь высокообразованной, физически крепкой и высококультурной.
Однако вот что я наблюдаю: редко кто из молодых людей знает правила поведения в обществе. Спрашиваешь, например, парня или девушку: «Кто кому первый должен подавать руку при знакомстве?» И очень многие не могут правильно ответить на этот в общем-то простой вопрос.
Со мной в госпитале лежали четыре солдата – все с высшим или среднетехническим образованием, но ни один из них, как я выяснил, не знает многих элементарных правил поведения человека в обществе, хотя производят они впечатление грамотных и хороших ребят.
Напечатайте несколько статей на эту тему. Откуда же знать молодым людям правила этикета – ведь в школе, к сожалению, этому не учат.
Михаил Иванович Старунов, ветеран войны, Рига.
Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий. Правила эти именуются этикетом. Пожалуйста, напишите о важнейших нормах и традициях нашего, советского этикета.
В. Сябешев, Смоленск.
Эти и другие письма с подобной просьбой часто встречаются в нашей редакционной почте. Выполняя пожелания читателей, мы начинаем публикацию статей о культуре поведения, о правилах хорошего тона.
Мне кажется, что такого хобби, как у меня, ни у кого больше нет.
Дело в том, что уже более двадцати лет я пишу статьи и книги о культуре поведения, об этикете, о правилах хорошего тона, выступаю с лекциями на эту тему и... собираю записки и письма с вопросами.
Я люблю свою коллекцию. Написанные на неровных клочках листков из ученических тетрадей, на полосках газетных полей, на страничках из записных книжек, на обратной стороне входных билетов и даже на оберточной бумаге с запахом сыра, эти записки о многом рассказывают. Например, о том, как менялось отношение молодежи к этикету, к правилам хорошего тона. Вот листки, пожелтевшие от времени: «Товарищ лектор, а зачем нам вообще эти выдумки представителей буржуазии?», «Вы уверены, что комсомольцу нужны правила хорошего тона?», «Вот вы сказали, что, войдя в комнату, где есть несколько людей, надо одинаково приветливо поздороваться со всеми. А если в комнате находится человек, которого я считаю своим врагом?». Это 50-е годы. В семидесятых интонации меняются: «Что же все-таки значит «быть воспитанным»?», «Культурный и воспитанный человек – это одно и то же?», «Интересно, кто придумал этот самый этикет и прочее?».
Перебираю записки последних лет. Они оставляют ясное ощущение, что почти никто уже не воспринимает этикет, правила хорошего тона как нравственные категории второго сорта. Все реже мелькает в них сомнение: а не служат ли приличные манеры маской для прикрытия нравственных пороков? Почти не встречается опасений по поводу того, как бы соблюдение норм этикета не лишило поведения естественности, свободы, раскрепощенности. Записки убеждают, что большинство молодых людей воспринимают воспитанность, знание норм этикета и хорошие манеры как социально необходимые, ценные и привлекательные черты личности. Все просто хотят знать, как следует себя вести воспитанному человеку в той или иной ситуации, чтобы окружающим было с ним хорошо и приятно, чтобы их поступки не травмировали чужие души, чтобы общение приносило радость и удовлетворение. Вот, к примеру, несколько таких вопросов:
«Как вести себя девушке, если молодой человек пригласил ее в гости: соглашаться или нет?»
«Надо ли здороваться, если я каждый день человека встречаю на остановке, но мы не знакомы?»
«В коридоре стояли учителя. Я шел мимо и говорю своей классной: «Здравствуйте, Елена Семеновна». А она говорит: «Когда же ты станешь воспитанным?» А что я такого сделал?»
«Я отказалась танцевать, а парень спрашивает, почему. Должна ли я объяснять ему?»
«Правда ли, что курицу надо есть руками? А я вроде слышал, что теперь это правило изменилось?»
«Говорят, что молодым девушкам не следует пользоваться духами. Если так, то зачем их столько выпускают и знакомые нам дарят в основном духи?»
А вот просто головоломка: «Предположим, я гуляю с двумя девушками. Одной 18 лет, а другой 22. Если придется подавать им пальто, то которой сначала? И где мне идти по улице: слева от них или посредине?»
И, наконец, вопросы, без которых не обходится ни одна лекция: «Что читать о культуре поведения? Где достать книги об этикете? Почему у нас так мало выпускают книг о том, как себя вести?»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
В поисках справедливости
К 125-летию со дня рождения А. П. Чехова