Профессия настоящих мужчин

Петр Новиков| опубликовано в номере №1384, январь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Творчество сталевара

«Магниткой качественного металла» называл Серго Орджоникидзе подмосковный завод «Электросталь». Ныне его продукция «работает» и в небе, и в космосе, на земле и под водой, в научных лабораториях и наших квартирах. Нет такого способа варки металла, которым не владели бы специалисты и рабочие «Электростали».

«Печка» Валерия Алымова, кавалера знака ЦК ВЛКСМ «Трудовая доблесть», в сравнении с мартенами и домнами невелика, издали похожа на летающую тарелку пришельцев, поставленную на ребро и опутанную лесами. На самый нижний «этаж» кран подает сырье для очередной плавки, на втором – смотровые окна и пульт управления выпуском металла, на третьем, возле шкафов с приборами и окнами самописцев, – «капитанский мостик», рабочее место Алымова. Металл в вакуумной печи получается чистым, как слеза, но «красоту горячего металла», как поется в песне, мы, – любит пошутить Валерий, – и не видим, все происходит без нас».

– С Алымовым легко работать, – рассказывал один подручный сталевара. – Спокоен. Сосредоточенно весел. Несуетлив. В нужный момент всегда на своем месте...

– Главное в работе современного сталевара – это мысль, – растолковывал мне Алымов.

Рабочий человек, коренной электросталец, он строил свою жизнь просто и прямо. С отличием окончил 33-е городское профтехучилище и, спрятав в шкаф именные часы, которые получил одновременно с красным дипломом, пошел в шестой сталеплавильный цех подручным сталевара. За тринадцать лет (с перерывом на армию) вырос в мастера – не по должности, а по классу работы.

И все же категорическое утверждение Валерия о творческом характере его работы вызвало у меня определенный внутренний протест. Ведь плавка – процесс непрерывный. Работа в цехе идет в три смены. Сталевары бдительно следят за процессом внутри печей, ибо каждой операции, будь то измерение температуры расплава или введение очередного компонента, отведено свое строгое время. И, придя на смену, сталевар не начинает все сначала, а с ходу включается в непрерывный привычный конвейер. А на конвейере какая же может быть творческая самостоятельность?

Сомнений своих я не скрывал. Валерий в ответ добродушно усмехнулся:

– К концу смены больше всего устает голова и кончики пальцев. Ведь хотя компоненты будущего сплава и одинаковы, но ложатся они в печь каждый раз по-разному, и соответственно никогда нельзя предсказать, каким путем пойдет плавка на этот раз. Поэтому держишь в голове вариантов не меньше, чем шахматный гроссмейстер...

Брат Валерия, подручный сталевара из этого же цеха, говорил так:

– Доведенная до автоматизма техника плавки позволяет уделять ей минимум рабочего времени. Остальное – для творчества.

Когда-то оба брата работали вместе, на одной печи, сталевар и его подручный. «Экипаж машины боевой» разрушило чье-то мнение, что, мол, нечего разводить «семейственность»...

На пульте управления вакуумной печью я насчитал не менее трех десятков кнопок. Нутро печи, скрытое от невооруженного глаза, чутко реагирует на каждую из них. Так что причины, по которым после работы болят пальцы у сталевара и пианиста, становятся в принципе одинаковыми. Конечно, вряд ли когда-нибудь спецовка сталевара превратится во фрак. Но грань между трудом умственным и физическим стирается все больше...

Узнав Алымова поближе, я подумал о том, что стирается и еще одна грань: между «человеком на работе» и «человеком вне работы». Время требует натур цельных, характеров сильных, последовательных в убеждениях и поступках. Двуличие в нашей жизни дается все тяжелее. Все сложнее слыть на работе творцом, а за проходной с радостью превращаться в обывателя.

Четвертый год Валерий Алымов руководит цеховой комсомольской организацией. Сто двадцать самостоятельных молодых людей – сила. Но... и хлопоты! Алымов, честно говоря, о комсомольской выборной должности не думал. Разгадка бесконечных секретов профессии, четырехлетний сын Матвейка, работа на стройке заводских домов заполняли, казалось, всю его жизнь без остатка. Но вот заметили старшие товарищи, коммунисты, вдумчивого сталевара и выдвинули.

...Хозяйский глаз Валерия давно «спотыкался» о живописную свалку неподалеку от цеха, но спотыкался как-то все мимоходом: не дело, конечно, но один тут не воин. Да и разбрасываться Алымов никогда не любил. Вот поставил себе задачу стать классным сталеваром – стал. Не раз уже побеждал в заводском социалистическом соревновании. А когда стал секретарем – неосвобожденным! – дошли руки и до пустыря, и до многого другого. Где-то сам идею бросил, где-то вовремя послушал своих ребят...

На расчищенном пустыре возле цеха строится теперь – в свободное от работы время – зона отдыха. Цеховые спортсмены во главе с секретарем (в футбольной сборной – нападающий) выиграли и зимнюю и летнюю спартакиады завода.

Сталевар, конечно, главная фигура в цехе, но рядом трудятся рабочие десятков специальностей. От многих из них в той или иной степени зависит успех плавки. Поэтому Алымов обрадовался как собственной удаче предложению слесарей, занятых теплоэнергоснабжением цеха. Они придумали специальное табло, благодаря которому дежурный слесарь в любой момент может теперь проконтролировать расход воды, газа, их давление и температуру в любом участке цеха.

Итог: полторы тысячи рублей экономии лишь за первые три месяца. Кроме того, стала ненужной беспрерывная беготня по цеху длиной в несколько сот метров.

– Чтобы точнее оценивать вклад комсомольцев в общее дело, – говорит Алымов, – надо иметь в виду: примерно четыре пятых молодых рабочих закончили прошлый год с показателями, например, по количеству брака гораздо меньшими, чем средний цеховой.

Странным должно показаться утверждение, что молодые, полные сил люди уже готовят себе достойную смену. Но это именно так. Не исключено, что толчок для развития идей в этом направлении дал проект школьной реформы. (А может быть, и наоборот: именно здесь родилась какая-то часть ее.) Желание помочь старшеклассникам быстрее и прочнее «стать на ноги», почувствовать реальности трудовой жизни заставило Валерия Алымова и его ребят подставить плечи под тяжелую ношу – шефство над подростками.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Народные мотивы

Мода и фольклор

Сын солдата

Очерк о Викторе Горбатовском

Год завещания

К 125-летию со дня рождения А. П. Чехова