Вы идете вверх по крутой и обледенелой лестнице. У вашей спутницы модные, но не очень устойчивые каблуки на сапожках. Можно оступиться, поскользнуться. Где надо быть, чтобы в любое мгновение помочь, подстраховать? Конечно, рядом и на ступеньку ниже. А если вы спускаетесь по лестнице?» Тут встал очень симпатичный сержант и с приятным акцентом сделал такое сообщение: «Вона ж будэ падать не до горы и назад, а вныз и уперед. Отут я дивчину и спиймаю». Прекрасно. Значит, снова рядом и на ступеньку ниже.
Бывает так, что устоявшаяся норма поведения приходит в противоречие с новыми условиями жизни, со здравым смыслом. Тогда этикет меняет свои правила. Например, веками складывался обычай, согласно которому женщине полагалось идти справа от мужчины. И это было разумно, поскольку на левом боку у многих мужчин висела шпага или сабля, составлявшие принадлежность почти любого мундира, даже учительского. Шпаги ушли в прошлое, правило осталось. Но если сегодня женщина идет рядом с военным, ей следует находиться слева от него. Тоже разумно, потому что иначе ему было бы затруднительно выполнять воинский ритуал приветствия – отдавать честь встречным коллегам.
И еще хочется подчеркнуть, что современный этикет не догматичен. Абсолютной строгостью отличаются разве что нормы международного дипломатического протокола. Во всех остальных случаях вполне допустимо нарушить какое-то правило, если того требует конкретная ситуация и здравый смысл. Нельзя, например, перебивать говорящего. Но может случиться, что ваш собеседник в пылу полемики начал высказывать нечто оскорбительное для присутствующих или перешел границы приличного в стремлении увеселить общество. Одернув его вежливо, но решительно, вы не выйдете за рамки хорошего тона. Этикет рассчитан не только на воспитанных, но и на умных людей.
А еще – на добрых. Доброе отношение к человеку – главная нравственная основа этикета.
– Девушка, разрешите, я помогу вам донести чемодан до автобуса...
– А ну иди отсюда... Будешь приставать, живо милицию позову!
Подозрительность, агрессивность, склочность несовместимы с хорошими манерами. К человеку надо подходить, как писал Макаренко, с «оптимистической гипотезой», веря в его добрую волю, порядочность, честность. Тогда появятся открытость, приветливость, доброжелательность в обращении, которые и отличают человека воспитанного.
Требованием бережного отношения к людям продиктованы многие правила этикета. Например:
Нехорошо шептаться с подружкой в присутствии знакомых или даже посторонних людей: они могут подумать, что вы говорите о них что-то плохое.
Не рассматривайте придирчиво столовые приборы в гостях, тем более не протирайте их салфеткой: хозяйка воспримет это как намек на неопрятность и неряшливость.
Пожилому человеку, который, встретив вас третий или четвертый раз в течение дня, говорит «здравствуйте», не отвечайте, что вы уже здоровались: это прозвучит как упрек в забывчивости и напомнит о возрасте.
Передавая письмо через знакомого, не заклеивайте конверт: вы обидите человека недоверием.
Можно бесконечно продолжать этот перечень, но, думаю, достаточно. Вывод ясен: этикет предлагает такие действия, в которых проявляются чуткость, умение беречь чужую душу, быть тактичным.
Кстати, напомним, что тактичность и вежливость не одно и то же. Для иллюстрации этой мысли приведу одну старую притчу:
«Гуляли по парку два джентльмена и беседовали на тему, чем отличается вежливость от тактичности. К единому мнению они не пришли и надумали предоставить решение спора первому встречному человеку. Он не замедлил появиться. Это был трубочист. Выслушав существо проблемы, молодой человек сказал, что его образование не позволяет высказывать научные теории, а пример он привести может: «Я чистил трубы вон в том большом особняке. Закончив работу, заблудился. Толкнул какую-то дверь и оказался... в комнате, где в кружеве мыльной пены в ванне лежала юная леди. Она вскрикнула. Я сказал: «Простите, сэр!» – и быстро вышел. Так вот, «простите» – это была вежливость, а «сэр» – тактичность». Умная притча.
Тактичность предполагает не только особую тонкость в общении с людьми, но и определенную терпимость. В словаре «терпимость» дается с пометкой «устаревшее». А мне кажется – напрасно. Не может устареть способность человека проявлять уважение к чужим вкусам, привычкам, предпочтениям. Разумеется, это не касается принципиальных позиций, мировоззренческих вопросов, идейно-нравственных взглядов. Здесь не может и не должно быть компромиссов. Но если человек отдал сердце «Спартаку», то это не значит, что на болельщиков «Динамо» он должен смотреть как на людей второго сорта. Я знаю молодоженов, чье семейное счастье чуть не рухнуло только потому, что у них были разные музыкальные вкусы. Он считал ее пристрастие к старинным романсам безнадежно обветшавшим, а она ужасалась низкопробности тех шедевров диско-стиля, которыми он мог наслаждаться с утра до вечера. С горячностью и энергией, заслуживающими лучшего применения, они пытались переделать вкусы друг друга, пуская в ход насмешки, обвинительные монологи и язвительные тирады. Хорошо, что вовремя спохватились. В таких спорах не рождается истина. В таких спорах гибнут любовь, дружба, добрые отношения.
Мы нашли две основы этикета: мудрость и доброту. У них есть еще одна родная сестра. Это красота.
Очень многие правила этикета вырастают из требований эстетики. И логика у них простая: неприлично, потому что некрасиво.
Нельзя после еды извлечь из кармана спичку и, отломив головку, публично производить гигиеническую процедуру;
нельзя жестикулировать бурно;
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Следите за давлением
А может в клуб?
Повесть. Продолжение. Начало в № 1.