нельзя пить чай со звуковым оформлением, которое вызывает у сотрапезников мысли об осушении болот;
нельзя юной девушке раскрашивать свое лицо в соответствии с традициями цирковых клоунов;
нельзя женщине, стремящейся не отстать от моды, воспроизводить в своих туалетах мотивы и линии одежды ее шестнадцатилетней дочери.
Нельзя, неприлично, потому что смешно и некрасиво. Нельзя, потому что подобное поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих, а значит, является проявлением неуважения к ним. Вот и замкнулся круг: эстетика привела к этике. Иначе и быть не могло. Не без оснований ведь утверждают философы, что эстетика – это этика будущего.
К размышлениям об основах этикета остается прибавить немногое. Один молодой человек, которому мои рассуждения показались неубедительными, прислал письмо на шести страницах, где упорно доказывал, что правила этикета – пустая условность. Он не без иронии спрашивал: «А почему этикет требует, чтобы в определенных ситуациях мужчина снимал головной убор? Не пиджак, не галстук, не ботинок, а именно шляпу? Разумно? Нравственно? Красиво? Ничего подобного. А зачем в момент приветствия люди вдруг хватают друг друга за руки? Как вы объясните? И почему рыбу простым ножом резать нельзя, а каким-то особым можно? Где же тут ваши основы?»
Моему оппоненту нельзя отказать в наблюдательности. Он действительно назвал правила, которые объяснить довольно трудно. Когда-то они тоже возникли как проявление доброго отношения к человеку, они были удобны, разумны и соответствовали эстетическим представлениям тех времен. Пожалуй, можно было бы сослаться на исследования, которые доказывают это и раскрывают историю происхождения подобных норм этикета. Но надо ли? Эти правила прошли через века, превратились в традиции. И воспитанные люди соблюдают их просто в силу уважения к мудрости предков.
Народные традиции и обычаи – вот четвертая основа правил этикета.
Что читать о культуре поведения и правилах хорошего тона
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.