Великий мир литературы

  • В закладки
  • Вставить в блог

Откуда, в самом деле, я могу знать, должны Вы или не должны, продолжать писать? Кто, кроме Вас, может решить этот вопрос? Я лишь одно замечу, пусть это будет жестковато, что вопрос этот происходит от желания «легкой жизни». Пусть, мол, некий дядя скажет мне, стоит ли мне рисковать, стоит ли ставить на карту судьбу? А ведь, зная наперед – стоит или не стоит, – очень легко было бы избрать дорогу жизни. А эта дорога – литературная – она попросту не может быть легкой, не бывает... Если Ваше призвание глубоко, то, что бы и кто бы Вам ни говорил, наперекор ему Вы пойдете своим путем, если нет, то, как бы Вас ни поощряли – толку не будет.

Александр ТВАРДОВСКИЙ

Иные советуют, чтобы молодые писатели «клубились» вокруг каких-то мастеров. По-моему, не надо клубиться» ни вокруг мастеров, ни вокруг подмастерьев. Писательство – дело одинокое, личное. Писатель отвечает сам за себя, сам строит свою судьбу. Никто нам не поможет, кроме нас самих. И я думаю, это самое главное из того, что молодые должны запомнить.

Первая книжка писателя – это желание утвердиться, желание показать: аз есмь, я существую, я писатель. Выходит первая книга. Автор ее получает, ставит на полку. Аз есмь! И часто именно этим все кончается. Иное дело – вторая книга, третья. Тут уже писатель должен что-то сказать. Тут должны быть какие-то свои слова, мысли, которые он должен поведать другим людям. Отсюда большая ответственность второй и третьей книги.

Юрий ТРИФОНОВ

Ум и сердце

Ваше воображение и реалии действительности, ваши эмоции, которым трудно не поддаться, и холодноватая, доказательная логика рассудка, опирающаяся на все богатство ваших знаний о мире, – чему следовать в первую очередь, чему отдать предпочтение? Читателю нужно все. Он поверит и с благодарностью примет самые смелые ваши фантазии, самые сокровенные ваши переживания, как и увлечется неотвратимой доказательностью правды, если найдет и почувствует за этим честный труд души и ума.

Вспомните, что писатели, которых мы называем вечными или просто хорошими, и которые пьянят нас, имеют один общий и весьма важный признак: они куда-то идут и вас зовут туда же, и вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у них есть какая-то цель, как у тени отца Гамлета, которая недаром приходила и тревожила воображение... Лучшие из них реальны и пишут жизнь такою, какая она есть, но оттого, что каждая строчка пропитана, как соком, сознанием цели, вы, кроме жизни, какая есть, чувствуете еще ту жизнь, какая должна быть, и это пленяет вас...

Кто ничего не хочет, ни на что не надеется, ничего не боится, тот не может быть художником.

Григорович думает, что ум может пересилить таланты. Байрон был умен, как сто чертей, однако же талант его уцелел. Если мне скажут, что Икс понес чепуху оттого, что ум у него пересилил талант, или наоборот, то я скажу: это значит, что у Икса не было ни ума, ни таланта.

Антон ЧЕХОВ

...русская литература... во всей своей массе служит представительницею умственной жизни народа – и будем больше уважать ее, будем служить ей осмотрительнее! Не забудем, что все те, которые с университетской или с другой учебной скамейки унесли с собой в отдаленные и разнообразные пределы отечества большую или меньшую частицу любви к науке, литературе, уважение и доверие к умственному труду, все они следят за нашей деятельностью, ищут в ней разъяснения волнующих их вопросов, поддержки своим благородным убеждениям, оружия против невежества и косности!.. Заключим чем начали: будем же осмотрительнее как в том, что мы пишем, так и в том, что печатаем в наших журналах.

Николай НЕКРАСОВ

Поэт и художник в истинных своих произведениях всегда народен. Что бы он ни делал, какую бы он ни имел цель и мысль в своем творчестве, он выражает, волею или неволею, какие-нибудь стихии народного характера, и выражает их глубже и яснее, чем сама история народа... Поэты в самом деле, по римскому выражению, – пророки»; только они высказывают не то, чего нет и что будет случайно, а то, что неизвестно, что есть в тусклом сознании масс, что еще дремлет в нем.

Александр ГЕРЦЕН

Бывают эпохи, где литература не может быть только художеством, а есть интересы высшие поэтических интересов. Момент самопознания и критики так же необходим в развитии народной жизни, как и в жизни отдельного лица...

Иван ТУРГЕНЕВ

Есть немало людей, разум коих, питаясь исключительно литературой, приобретает в отношении к жизни характер набалованного ребенка и сам себя уродует пренебрежительным отношением к реальностям, силою влияния которых он создан и только этой силой может развиваться. Но бывают люди, которые относятся к своему разуму точно к барину, подчиняя его капризам свой талант, свои способности даже тогда, когда разум их невелик и силен только тем, что назойлив. Художник – человек искусств, которые придают формы и образы слову, звуку, цвету, – художник должен стремиться к равновесию в нем силы воображения с силой логики, интуитивного начала и рационального. Сказанное сводится к тому, что человек должен уметь пользоваться своими способностями так, чтобы они не иссякли, а развивались гармонично.

Максим ГОРЬКИЙ

Раньше я думал, что самое главное – талант. Теперь мне кажется, что начинающий писатель или писательница должны обладать или, вернее, развить, воспитать в себе бесконечное терпение, а, это означает предпринимать все новые и новые попытки до тех пор, пока не выйдет: Нужно воспитать безжалостную требовательность к себе, то есть отбрасывать все, в чем есть фальшь, даже если вам очень нравится именно этот абзац или страница. Главное – способность проникать в суть предмета, то есть нужно быть любопытным, нужно все время задаваться вопросом, думать, размышлять: почему человек поступил именно так, и если в вас эта способность есть, тогда, мне кажется, не так уж важно, есть ли у вас талант. Я бы сказал, что у писателя есть три источника: воображение, наблюдательность и опыт.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Поединок

Прозаик едет по командировке «Смены»

Театр начинается с пьесы

Беседуют Михаил Шатров и Евгений Рык

Строительная проза

Публицист едет по командировке «Смены»