Эта диверсия разбиралась в немецком генеральном штабе. Восемь генералов охранной службы были сняты со своих постов, некоторые расстреляны. Следствие сочло их виновными в том, что. они не уберегли столь необходимые немецким войскам составы: ведь шли бои на Курской дуге. А как было уберечь?! Партизанами стали 35 тысяч железнодорожников, причем многие и при немцах работали в депо, на станциях, водили поезда.
Между прочим, диверсия в Осиповичах до сих пор многими западными авторами приписывается дерзкой операции какого-то партизанского отряда или соединения, настолько она впечатляюща. А совершил ее один человек, которому не было, по-моему, и двадцати лет.
В этот день мы еще долго беседовали с Пантелеймоном Кондратьевичем о минувшей войне. Я обратил внимание, что, упоминая о том или ином эпизоде войны, Пономаренко всегда подкреплял свой рассказ такими выкладками, что даже хорошо известный факт выглядел ярче и объемнее. И еще: в своих рассказах он тяготел к событиям на транспорте.
«Не потому ли, – спросил я, – что по образованию вы инженер-железнодорожник?»
– Нисколько. Просто операции партизан на транспорте давали наибольший эффект, приобретали стратегическое значение. Двадцать две тысячи эшелонов, пущенных под откос, 1600 взорванных и поврежденных мостов, диверсии в депо, на станциях – это существенный вклад в нашу Победу...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть в эпизодах, письмах и документах (1902–1905 гг.)
Из цикла «Скобские рассказы»