— Еще нет сведений, – отвечаю. – Пока партизаны вернутся на базы, пока выйдут на связь – пройдет дня два. Тогда я вам сообщу.
— Кажется, что у вас дело получилось. Есть косвенное подтверждение.
Оказывается, в тот день Геббельс, выступая на пресс-конференции, сказал: «Этой ночью на востоке началось великое сражение на транспорте. Но мы добьемся, что колеса будут вращаться во имя нашей победы». И.. В. Сталин даже рассмеялся:
– Значит, дошло, если даже на пресс-конференции об этом заговорили.
А потом из отрядов стали поступать радиограммы в наш центр связи. Все получилось, как и планировали. Но эффект удара оказался даже большим, чем мы предполагали. Немцы готовы были ко всему, только не к тому, что им придется заново настилать путь на многих десятках километров. К тому же рельсов под рукой не было. И через несколько дней после нашей операции оккупационные власти во Франции отдали приказ снять с железнодорожных линий вторые пути и отправить их на восток. На пятый день 90 эшелонов с рельсами, снятыми в Польше, проследовали в том же направлении.
— «Рельсовая война» продолжалась и в дальнейшем?
— Конечно, и всякий раз мы стремились нанести массовый удар, при этом увязывали его с какой-либо крупной операцией на фронте.
Так, в сентябре – ноябре 1943 года на оккупированной территории Белоруссии, Карелии, Ленинградской и Калининской областей, Литвы, Латвии, Эстонии, Крыма была проведена операция «Концерт», приуроченная к предстоящему наступлению Красной Армии. В этой операции участвовало свыше 120 тысяч партизан из 193 соединений. В ходе ее только белорусские партизаны подорвали около 90 тысяч рельсов, пустили под откос 1041 вражеский эшелон, разрушили 72 железнодорожных моста. Операция «Концерт» на 35 – 40 процентов снизила пропускную способность железных дорог, а это значительно затруднило фашистскому командованию маневрирование своими резервами.
В ночь на 20 июня 1944. года, перед самым наступлением советских войск в Белоруссии, партизаны взорвали сразу сорок тысяч рельсов, чем полностью парализовали движение по железным дорогам на участках Орша – Борисов, Орша – Могилев, Молодечно – Полоцк, Барановичи – Лунинец, Барановичи – Минск. Как пишут теперь сами гитлеровские генералы, они не могли подбросить фронту резервы, не могли вывезти в тыл для ремонта или маневра военное снаряжение, технику. Отступать им пришлось в пешем порядке. И не удивительно, что наши войска захватили 23 тысячи вагонов с трофеями.
Самым ужасным для гитлеровцев было то, что бороться с «рельсовой войной» оказалось невозможно. Для охраны ста километров железнодорожного полотна требовался целый полк. Только дорогу от Бреста до Вязьмы должны были бы охранять три дивизии.
— По долгу службы вам довелось знать многих прославленных партизан. Кто произвел на вас наиболее сильное впечатление? Какую операцию партизан вы считаете особо выдающейся?
— На эти вопросы трудно ответить. Выдающихся командиров отрядов, бригад, соединений было много: Корж, Орловский, Лобанок, Дубровский, Козлов, Короленков, Садчиков, Шмырев – всех не перечислишь. Это самобытные люди, талантливые руководители, храбрецы по самому большому счету. Кто из них «самый-самый», сказать невозможно.
Да и операции... Какую выделить, если за три года оккупации их было проведено тысячи? В некоторых участвовало сразу по нескольку партизанских соединений. Их планы и тактика разрабатывались и осуществлялись столь грамотно, будто это действовала регулярная армия.
Вспомним знаменитые рейды соединения под командованием Ковпака и Руднева. Или соединение Наумова, которое за 65 суток в феврале – апреле 4943 года совершило на санях 2400-километровый марш по территории Сумской, Полтавской, Кировоградской, Одесской, Винницкой и Житомирской областей...
Можно было бы назвать и январскую операцию 1942 года, проведенную смоленскими партизанами. Тогда они освободили сорок сел и деревень и оказали помощь 4-му воздушно-десантному корпусу при десантировании и ведении боевых действий. В феврале 1942 года смоленские партизаны освободили город Дорогобуж, чем способствовали выходу в этот район 1-го гвардейского кавалерийского корпуса...
Замечательных операций было много.
Пономаренко помолчал. А потом, как бы продолжая мысль, сказал:
– Вот если бы речь шла о самой выдающейся операции, совершенной одним человеком, я бы, не задумываясь, ответил: уничтожение четырех военных эшелонов на станции Осиповичи в ночь на 31 июля 1943 года. Их взорвал комсомолец Федор Крылович, который был бойцом отряда «Храбрецы», руководимого Героем Советского Союза Александром Рябцевичем. Федор работал электромонтером на железнодорожной станции и поэтому имел пропуск для хождения по путям. В ту ночь в Осиповичи прибыл эшелон с бензин. м, и Федору удалось укрепить на одной из цистерн магнитную мину замедленного действия. Расчет был прост: когда че рез три часа сработает взрыватель, эшелон будет в сотне километров от Осиповичей, и кто тогда заподозрит в диверсии какого-то электромонтера?
Но эшелон с горючим почему-то не отправлялся дальше на восток, его даже поставили на запасные пути. Вскоре на станцию подошли еще три эшелона. Один с танками и бронемашинами, два – со снарядами и авиабомбами. Только позже стало известно, что дальше по линии партизаны из отряда Кожара взорвали путь, и пока его ремонтировали, в Осиповичах скопилось большое количество военного снаряжения и техники.
Мина сработала в положенное время. От загоревшейся цистерны с бензином пожар перекинулся на другие. Они стали рваться, огонь охватил и вагоны с авиабомбами, снарядами. Короче, фейерверк получился грандиозный.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.