Человек – обществу, общество – человеку

Эльвира Горчакова| опубликовано в номере №1210, октябрь 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

Новая Конституция – это, можно сказать, концентрированный итог всего шестидесятилетнего развития Советского государства. Она ярко свидетельствует о том, что идеи, провозглашенные Октябрем, заветы Ленина успешно претворяются в жизнь.

Л. И. Брежнев

Нынешние октябрьские дни войдут в летопись жизни нашего государства как исторические дни принятия новой Конституции – Основного Закона, по которому будем жить мы и новые поколения граждан великого Советского государства. Государства, которое все 60 лет своего существования последовательно и неуклонно претворяет высшие социальные идеалы в повседневную жизнь и деятельность советских людей.

« Человек – обществу, общество – человеку. Таков характер взаимоотношений личности и общества при социализме», – в этих словах Леонида Ильича Брежнева с предельной полнотой выражена сущность советского демократического строя, неразрывная связь интересов личности с интересами общества. Воплощение этого находим мы буквально во всех статьях и положениях Основного Закона.

Вот почему такое всеобщее одобрение получил проект новой Конституции СССР у миллионов советских людей, принявших горячее, заинтересованное участие в его обсуждении. Конституция СССР отвечает общенациональным интересам советских граждан, законодательно закрепляет то, что стало реальным содержанием их жизни, их взглядов и убеждений, их нравственных и моральных устоев. То, что составляет такое понятие, как советский, социалистический образ жизни.

Великий исторический путь, равный столетиям, прошла наша страна, чтобы провозгласить в своем Основном Законе: «Высшая цель Советского государства – построение бес классового коммунистического общества». О том, как претворяются в жизнь эти чеканные строки нашей новой Конституции в одном из тысяч производственных коллективов страны – ленинградском объединении «Светлана», рассказывается в публикуемом очерке.

«Светлана»... Предприятие с ласковым девичьим именем, с долгой историей. В сознание многих поколений ленинградцев, и не только ленинградцев, оно прочно вписалось первой половиной своего названия. Электрический свет, столь животворно повлиявший на весь наш быт и жизненный уклад, в простодушном людском представлении не всегда увязывался с гигантами энергетики где-то на Днепре или на Волге, но всегда – с электрической лампочкой, которая висела под абажуром или без оного в каждом доме. Лампочки делала «Светлана». «Светлана» несла в нашу жизнь свет...

Жизнь, освещенная новым светом, развивалась стремительно, бурно, и вместе с нею менялось лицо «Светланы», профиль «Светланы», стиль «Светланы». Некогда разместилось это предприятие на городской окраине, разбросав свои немногочисленные службы вольно и просторно, словно предчувствуя смену времен, словно понимая, что прогрессу техники и науки без этого территориального простора не обойтись. Многократно за последние годы увеличились производственные площади «Светланы», но всем им хватило места за старым забором, огородившим участок про запас на полстолетия.

Давно уже дорос Ленинград до старой окраины, давно уже перешагнул через территорию «Светланы» и плывет дальше бело-красными кубиками кирпичной кладки. Богат новый город своими собственными приметами, символами, кумирами. Но не померкла на их фоне «Светлана». Более того, именно она организовала округу, где пролегли стрелами Светлановский проспект и Светлановская улица, а главным центром стала Светлановская площадь. А еще, хоть и не узаконенные Ленсоветом в названии, но навсегда утвержденные людской молвой, долгую жизнь прожили уже Светлановский универмаг, и Светлановский гастроном, и Светлановский рынок.

«Светлана»... Предприятие с ласковым девичьим именем. Предприятие с женским коллективом процентов на семьдесят. Одно из первых в Ленинграде и во всей стране научно-производственное объединение. Давно и безоговорочно признанный авторитет и флагман отечественной электроники и приборостроения.

Как понимают рабочие «Светланы» право участвовать в управлении государственными и общественными делами

История завода «Светлана», на базе которого в 1962 году было создано научно-производственное объединение, – это, по сути, история развития отечественного электронного приборостроения. Летопись эта на всем своем протяжении отмечена яркими примерами творческого подхода к труду, к решению сложных научных, технических и хозяйственных задач.

Именно здесь, на «Светлане», в начале тридцатых годов родился первый в стране техпромфинплан, ставший образцом действительно социалистической организации труда. В 1966 году «Светлана» же разработала первый в нашей промышленности пятилетний план развития коллектива. Этот план затем стал составной частью комплексного плана экономического и социального развития объединения. Новаторский стиль стал характерной чертой работы «Светланы» и позволил коллективу добиться больших успехов.

Особенно характерна в этом отношении девятая пятилетка. Уже в марте 1974 года – на полтора года раньше срока – объединение выполнило пятилетнее задание по росту производительности труда. В приветствии трудящимся «Светланы» в связи с этим событием Леонид Ильич Брежнев дал высокую оценку деятельности коллектива: «Совершенствуя свою работу в рамках крупного объединения, активно используя преимущества этой новой формы организации и управления производством, ваш коллектив добился высоких результатов по повышению производительности труда и объемов производства, повышению качества и надежности выпускаемых изделий, сокращению сроков разработки и освоения новой техники. Заслуживает высокой оценки опыт объединения по разработке и реализации перспективных комплексных планов экономического и социального развития коллектива, направленных на приведение в действие резервов производства, совершенствование организации социалистического соревнования, всемерное развитие творческой инициативы трудящихся».

Это приветствие вдохновило светлановцев на новые трудовые свершения. Пятилетнее задание по объему производства коллектив выполнил в мае 1975 года.

Когда создавалось объединение «Светлана», не было у нас ни практического опыта на этом поприще, ни выверенных временем рекомендаций. На вооружение был взят опыт управления производством и научно-техническим процессом, накопленный передовыми предприятиями страны, в том числе и заводом «Светлана». На базе творческого использования коллективного опыта был создан крупный, четко действующий производственный комплекс, в который, помимо «Светланы» как головного предприятия, вошли ряд родственных заводов, научных и конструкторских подразделений в Ленинграде и специализированные филиалы в других областях.

Концентрация и специализация производства, сосредоточение однородных процессов в подразделениях обеспечили резкое повышение уровня механизации и автоматизации работ, позволили унифицировать технологию и методы контроля за качеством продукции.

Объединение «Светлана» уверенно набирало силу, радовало успехами, его опыт становился достоянием тех, кто шел следом по пути концентрации производства. А сами светлановцы были недовольны собой. Коренным образом менявшийся профиль продукции требовал поиска новых путей научно-технического прогресса, решительного ускорения процесса «разработка – серийный выпуск» новых изделий. И родилась идея создания в структуре объединения научно-производственных комплексов.

Надо было обладать большой не только организаторской, но и просто человеческой смелостью, чтобы так решительно встать на путь коренной перестройки уже сложившейся и четко действовавшей системы хозяйственного руководства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Особо опасный преступник

Повесть в эпизодах, письмах и документах (1902–1905 гг.)