На севере Африки, по южному побережью Средиземного моря, раскинулись земли Алжира - страны, населенной гордым и смелым народом, пронесшим сквозь века страданий неукротимое стремление к национальной независимости. С древнейших времен этот народ боролся с многочисленными иноземными захватчиками. Но самая мрачная и кровавая страница истории алжирцев началась 128 лет назад, когда на их землю вторглись французские колонизаторы. Они превратили Алжир в бесправную колонию. В руках французских капиталистов сейчас находится 98 процентов промышленности Алжира. Французские землевладельцы получают свыше половины доходов от сельского хозяйства, хотя составляют всего лишь около 3 процентов населения сельских районов страны. Годовой доход алжирского крестьянина в 11 раз меньше дохода жителя Франции.
О «демократических» порядках, узаконенных в Алжире французскими колонизаторами, можно судить по такому примеру: европейцев в Алжире в 9 раз меньше, чем коренного населения, но при выборах органов власти они избирают столько же представителей, сколько их разрешено избрать арабам и берберам. Выходит, что голос европейца приравнен к девяти голосам алжирцев.
1 ноября 1954 года алжирский народ поднял вооруженное восстание против режима французских колонизаторов. Пламя священной освободительной войны не угасает уже четыре года. Армия национального освобождения за эти годы выросла с 300 повстанцев до 130 тысяч бойцов, организованных в регулярные воинские части. По всей территории Алжира повстанцы создали органы народной власти, большинство которых действует в подполье. Чувствуя, что сопротивление алжирцев невозможно сломить даже самыми жестокими репрессиями, проводимыми 600 - тысячной армией, французские колонизаторы в мае этого года совершили фашистский переворот, поставив во главе Алжира клику реакционной военщины.
Воспоминания бывшего солдата русской армии Василия Ильича Иванова, которые мы начинаем печатать с этого номера, посвящены одному из многочисленных преступлений французских империалистов, докатившихся ныне до открытого покушения на республиканский строй во Франции. В. И. Иванов вместе с тысячами других русских солдат, посланных царским правительством на помощь Франции и воевавших на стороне Антанты в Греции и Сербии, в начале 1918 года был угнан в Алжир за отказ вступить в белогвардейскую армию. Тысячи простых русских людей, одетых в солдатскую форму, перенесли чудовищные лишения, испытали варварские издевательства французской военщины.
Колонисты - землевладельцы, плетками выгонявшие на свои плантации русских людей, купленных ими за гроши у французской военщины, были отцами и прямыми предшественниками тех, кто ныне установил и поддерживает фашистскую диктатуру в Алжире.
Автор воспоминаний работает сейчас продавцом в Центральном универмаге Мосторга.
Литературная запись воспоминаний сделана А. Першиным.
Каждый день, раскрывая свежий номер газеты или включая радиоприемник, я с волнением читаю или слушаю тревожные вести из далекого Алжира. Кровь холодеет в моем сердце, когда узнаю о новых злодеяниях французских колонизаторов в этой небольшой, но многострадальной страде. Приговоры к смертной казни и к пожизненной каторге людям, единственное «преступление» которых состояло в том, что они хотели жить свободно и счастливо на родной земле. Сотни беззащитных стариков, женщин и детей, расстрелянных колонизаторами... Меня потрясла трагическая судьба национальной героини алжирского народа Джамилы Бухиред и ее мужественных подруг. В те дни в газетах было опубликовано открытое письмо советской школьницы Наташи Олейниковой.
«Судьи Франции!... - писала она. - Я плачу, глядя на их фотографии. Я прошу вас, судьи, не убивайте этих девушек. Мне только 10 лет. Я вас возненавижу, если вы убьете ни в чем не повинных девушек!»
Я всем сердцем понимаю чувства, которые овладели Наташей и миллионами моих молодых соотечественников. И как не понять их, если на мою долю выпало испытать все ужасы режима, установленного в Алжире французскими империалистами! В годы первой мировой войны меня, молодого солдата, вместе с тысячами моих товарищей царское правительство послало защищать Антанту на Западном фронте. Когда в России победила Октябрьская революция, мы отказались воевать против Советской власти, и французские генералы при подлом содействии белогвардейцев силой угнали нас, русских солдат, в Алжир, на каторгу к богатым французским землевладельцам.
Вот об этом я и хочу рассказать в своих воспоминаниях.
- Тебе, Иванов, оказана честь, - с усмешкой сказал мой ротный командир поручик Михайлов. - Поедешь во Францию на помощь союзникам. Ясно?...
- Никак нет, ваше благородие! - выпалил я.
Поручик съездил меня по уху.
- Болван! Хочешь под суд угодить! Пшел в цейхгауз! Получишь обмундирование и французскую винтовку. Кругом, ар - рш!
Так повернулась моя судьба в 1916 году: я стал солдатом экспедиционного корпуса.
Погрузили нас в грязные трюмы парохода «Венесуэла» и через Белое море и Атлантический океан повезли к берегам Франции.
Не помню уже, на какие сутки плавания «Венесуэла» пристала к берегу. То был Брест, французский военный порт. Встречали нас торжественно, с музыкой, произносили речи; с балконов в наши колонны летели цветы.
Из Бреста русские полки по железной дороге направили на юг Франции. Пересекая страну, мы почувствовали, насколько искренне расположен простой народ Франции к нам, русским. Надо было видеть лица женщин и девушек, щедро угощавших нас на станция/ и полустанках кофе, молоком, фруктами и вином! Сколько доброжелательства было в крепких рукопожатиях и улыбках!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.