Звучит голос Маяковского

Макс Поляновский| опубликовано в номере №747, июль 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Когда диктор московского радио произносит: «Читает Владимир Маяковский», - радиослушатели, особенно молодые, внимательно вслушиваются в каждое слово, доносящееся из репродуктора. Они часто просят передать по радио больше стихов в исполнении великого поэта, но у нас есть всего лишь две записи голоса Маяковского. История их настолько интересна, что я решил рассказать о ней молодежи.

Маяковский был первым советским поэтом, начавшим выступать по радио. Из студии радиоцентра, помещавшейся в здании Центрального телеграфа, Владимир Владимирович в 1928 и 1929 годах читал свои стихи, пьесу «Баня», сделал не один доклад. Из этой студии пошло в эфир в авторском исполнении «Необычайное приключение», которое Маяковский читал в необычайных условиях. Виной тому был фоторепортер, пожелавший заснять поэта у микрофона. Он не пожалел магния, и вспышка была столь сильной, что от нее загорелась мягкая обивка на стенах. Огонь и дым бушевали в студии, а Маяковский, не обращая внимания на подступавшее к микрофону пламя, продолжал читать:

...была жара, жара плыла...

Радиоредактор пытался увести Маяковского, прервать передачу, но поэт под шипение пеногонных струй, гасивших огонь, довел свое выступление до конца. Весь взмокший, вытирая платком лицо, он прочитал все, до последних строк:

Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой и солнца.

... В те годы участники передач сами выступали у микрофона. Тогда еще не применяли магнитофоны, и поэтому выступления Маяковского по радио так и не были записаны на пленку. Голос Маяковского - блестящего чтеца, подлинного мастера художественного слова - сохранился лишь на нескольких восковых валиках фонографа, который принадлежал Институту живого слова. Этот институт при помощи фонографа записал голоса ряда поэтов, в том числе Брюсова, Блока, Есенина. В 1920 году, когда Маяковский приехал в Петроград, профессор Бернштейн, работавший в институте, обратился и к нему с предложением прочитать стихи в фонограф.

Маяковский охотно откликнулся на просьбу и, придя в лабораторию, прочитал в фонограф «Необычайное приключение» («Разговор с солнцем»), «Военно - морская любовь», «Послушайте», «Гимн судье», «Мое отношение к барышне», «А вы могли бы» и «Наш марш». По окончании записи Владимир Владимирович с большим интересом, впервые в жизни, прослушал свой голос.

Вторая запись голоса Маяковского была сделана спустя шесть лет, вечером 9 января 1926 года. Поэт вновь посетил Институт живого слова. Это было вскоре после возвращения Маяковского из Америки. С большим подъемом он читал в трубу фонографа стихи из американского цикла. Прочел сначала «Блэк энд уайт», затем «Атлантический океан». Неожиданно погас свет, прекратилась подача электроэнергии. Запись пришлось прервать. Так и не дождавшись ее возобновления, Владимир Владимирович уехал.

Больше Маяковскому никогда не приходилось записывать свой голос.

В конце 1940 года фабрика звукозаписи Всесоюзного радиокомитета сделала перезапись голоса Маяковского с сохранившихся восковых валиков фонографа на звуковую дорожку киноленты и на граммофонную пластинку. Сделать это оказалось не так легко. Долго искали подходящий фонограф, чтобы не повредить драгоценные валики. Наконец подходящий аппарат был найден. Им оказался фонограф, подаренный Эдисоном Льву Николаевичу Толстому и хранившийся в музее Толстого. Этот примитивный звукозаписывающий аппарат как - то трогательно выглядел среди современной звукоаппаратуры. Зато он легко воспроизводил голос Маяковского, игла фонографа уверенно скользила по валикам, не нанося царапин.

Перезапись производилась после полуночи. В студию пришли ближайшие друзья и родные поэта, мать и обе сестры Владимира Владимировича, чтобы услышать дорогой им голос.

Инженеры заняли свои места. В эту минуту очень тихо стало в небольшой студии.

- Мы дадим сейчас валик Маяковского «Необычайное приключение», - сказал инженер.

В динамиках послышался короткий шорох, потом зазвучал голос:

В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето, была жара, жара плыла, - на даче было это.

Иногда пропадали отдельные слова, временами голос казался невнятным. Но это был живой голос поэта с его плавными переходами от пафоса к иронии, с его покоряющей искренностью.

Снова и снова крутились валики, и в их полузаметных бороздках оживала громовая сила голоса Маяковского. С каждым новым оборотом уменьшались посторонние шумы, слова, произносимые поэтом, звучали все более четко.

Было уже утро, а в студни все еще раздавался голос поэта, оживший, вернувшийся к нам. Он раскатывался по коридорам, как гремел когда - то под сводами Политехнического, в дни памятных выступлений самого Маяковского...

Вот эту перезапись и слышите вы иногда по радио или в кино. Чаще всего используются наиболее сохранившиеся записи стихотворений «Военно - морская любовь» и «Необычайное приключение».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Книга

О «Принцессе Кашмира»