Уроки здоровья

опубликовано в номере №1367, май 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Легкоатлетический кросс по прежней программе включал дистанцию 300 метров у девочек и 500 – у мальчиков. Результат – неважно какой, время не засекалось. Хочешь получить «отлично», добеги до финиша, что под силу практически любому ребенку. Теперь задача усложнилась, причем существенно. И для девочек и для мальчиков введена дистанция 1000 метров. Результат – 6 минут 30 секунд и 6 минут ровно. Можно привести и другие примеры, говорящие о повышенной трудности нормативов. В некоторых дисциплинах они остались на прежнем уровне, но это вызвано особенностями развития детского организма (см. выступление профессора Л. П. Матвеева. – Ред.),

Я согласен с тем, что в предыдущих программах, как это утверждается в статье «Урок физкультуры», не уделялось должного места углубленным занятиям по одному из разделов программы согласно выбору учителя, то есть формально он не имел права увеличить объем занятий, скажем, по гимнастике за счет ^другой дисциплины. В нынешнем же документе ему это право дано.

Мы считаем весьма актуальным вопрос общеобразовательной подготовки детей по физическому воспитанию, и гигиене.

Теперь в программу по физической культуре, помимо курса «Гигиена и здоровье» (VIII класс), мы ввели тему (для X класса): «Влияние образа жизни на состояние здоровья человека». В этом курсе ученикам преподносятся сведения о гигиене физических упражнений.

Опыт учителя Богена показал, как многого может добиться педагог высокой квалификации, относящийся к своей работе поистине творчески. Мне, правда, думается, что требования у педагога были чрезмерными, особенно в отношении техники выполнения упражнений, иначе родители детей не нанимали бы репетиторов по физкультуре.

Наш институт внимательно изучает опыт передовых учителей физкультуры – педагогов, рождающих новые идеи, применяющих интересные формы и методы работы с детьми. Вот, например, Валентин Иванович Компанченко, работающий в средней школе поселка Кизляры в Дагестане. В идеальном состоянии зал и спортплощадка. Уроки проходят настолько увлекательно, что все дети ждут их с нетерпением. В школе создан кабинет физкультуры, где наряду с периодической спортивной прессой предлагаются книги по отдельным видам спорта, об олимпийском движении, методическая литература. Общешкольные соревнования – праздник для всего села, в котором проживают аварцы, армяне, чеченцы, ингуши. Физкультура и спорт при этом объединяют людей, служат идее интернациональной дружбы.

Или учитель Емельян Дмитриевич Новик из молдавского села Криуляны. Все десятиклассники оканчивают школу значкистами ГТО, хорошо выступают ребята и девушки в районных и республиканских соревнованиях. Но есть еще более разительный результат работы Новика. Когда, например, в Криуляны приехали сотрудники нашего института и пришли на школьную спортплощадку (а дело было в 9 часов вечера), то увидели на ней не менее двухсот (!) детей, которые не просто резвились, а серьезно занимались на различных снарядах, играли в спортивные игры. Директору школы Борису Васильевичу Дынга не без усилий удалось заставить их идти домой. Кстати, именно народный учитель СССР Дынга – первый помощник Новика во всех начинаниях.

Интересен опыт работы школ Белоруссии, в частности Гродненской области. Многие нововведения в оборудовании школьных спортивных залов родились именно там.

А. П. Воробьев:

– В 1979 году наш институт провел обследование пяти тысяч школьников Московской области. Результаты этого обследования были сравнены с данными 1958 и 1968 годов. В итоге выяснилось, что по множеству показателей наблюдается ухудшение физической подготовленности.

Важнейший недостаток физического воспитания детей и подростков кроется, на мой взгляд, не в школьной программе, не в самой системе физвоспитания, а в отношении к нему. Хочется напомнить слова, обращенные М. И. Калининым к ученикам старших классов Ленинского района Москвы в апреле 1941 года: «Почему же я поставил физкультуру на одну линию с русским языком и математикой? Почему я считаю ее одним из основных предметов обучения и воспитания? В первую очередь потому, что я хочу, чтобы все вы были здоровыми советскими гражданами. Если наша школа будет выпускать людей с испорченными нервами и расстроенными желудками, нуждающихся в ежегодном лечении на курортах, то куда же это годится? Таким людям будет трудно найти счастье в жизни. Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и здоровых женщин.

Во-вторых, я говорю о физкультуре потому, что хочу, чтобы наша молодежь была ловкой и выносливой».

Так что даже самая прогрессивная школьная программа не даст желаемого результата, если все мы – педагоги, родители, а значит, и дети – не изменим в корне отношения к физической подготовке.

Трудно переоценить значение Всесоюзного комплекса ГТО. Но важно при этом, чтобы комплекс играл именно ту роль в системе физического воспитания, которая ему отводится. Сегодня этого сказать еще нельзя. Сколько мы знаем случаев, когда иные администрирующие деятели физкультуры отчитываются красивыми протоколами соревнований по комплексу ГТО, скрывая истинное положение дел в коллективах и свою бездеятельность. Липовые результаты, подставки встречаются сплошь и рядом.

Опыт учителя М. Богена, несомненно, интересен. Жалко, что он не получил в свое время должного развития. Однако не все в нем мне представляется бесспорным. Вот, например, техника выполнения физических упражнений, которую учитель поставил во главу угла своего отношения к вопросу физического воспитания детей. Во-первых, сами по себе критерии рациональной техники весьма субъективны. Как их формализовать? Как сделать их достоянием всех педагогов? Задача вряд ли разрешимая. И нужно ли к этому стремиться? Мне думается, важнее сформировать у молодого человека как можно более широкий диапазон двигательных навыков, а не умение отлично выполнять какие-то отдельные упражнения. Ведь если ребенка обучить даже совершенной технике прыжка в высоту, то это еще совсем не значит, что он станет крепче физически и жизнеспособнее. А вот если он научится пусть даже средне исполнять прыжки и в высоту, и в длину, и с трехметровой вышки, уметь проплывать под водой метров двадцать, залезать на руках по канату до потолка физкультурного зала, владеть элементами бокса, борьбы, пусть даже средне играть в волейбол и баскетбол... Впрочем, может быть, я излишне размечтался? Не слишком ли многого хочу? Нет, не слишком.

В общем, я за как можно более широкий «ассортимент» двигательных навыков, а также физических качеств, развивая которые человек совершенствует сердечно-сосудистую систему, органы дыхания, то есть все то, что является определяющим для здоровья.

Очень мне понравилось, как в школе № 2, где работал Боген, проводились соревнования. Организация, система зачета. Все было сделано так, что дети стремились прежде всего к победе классом.

Как явствует из статьи «Урок физкультуры», учитель был вынужден капитулировать из-за того, что «у отдельных весьма влиятельных родителей так и осталась своя точка зрения на физкультуру в школе». Все это говорит о том, насколько важно, чтобы учителю физкультуры помогали мы – педагоги и родители.

Стоит решить и вопрос о введении карточек (паспортов) здоровья, о которых говорится в статье А. Бойко. Наш институт имеет положительный опыт введения подобных карточек на предприятиях Первоуральска, Томска, городов Московской области. Думаю, что Министерству просвещения следует этим заинтересоваться.

В. В. Горбатко:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены