В №№ 12 и 22 «Смены» за 1983 год были опубликованы статьи В. Лейбовского «Урок физкультуры» и А. Бойко «Обязательный урок», в которых затронуты проблемы физического воспитания школьников. Актуальность этих проблем стала сегодня особенно очевидной в связи с обнародованием проекта ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». В рамках развернувшейся дискуссии «Смена» и предоставляет сегодня слово специалистам. Своими соображениями делятся: заместитель министра просвещения СССР Федор Ефремович ШТЫКАЛО, член-корреспондент Академии педагогических наук, директор научно-исследовательского института физиологии детей и подростков Дмитрий Васильевич КОЛЕСОВ, ректор Московского областного института физической культуры, олимпийский чемпион, доктор медицинских наук Аркадий Никитич ВОРОБЬЕВ, заместитель председателя Спорткомитета Министерства обороны СССР, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Виктор Васильевич ГОРБАТКО, отличник народного просвещения СССР, преподаватель физкультуры московской средней школы № 57 Джеймс Владимирович АХМЕДИ, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры, доктор педагогических наук Лев Павлович МАТВЕЕВ.
– Мы сейчас напряженно готовимся проведению важнейшего общегосударственного мероприятия – реформы школы. В проекте ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в частности, говорится:
«Нужно организовать ежедневные занятия всех учащихся физической культурой на уроках, во внеучебное время, в спортивных секциях, создавать для этого необходимые условия. В каждой школе, профтехучилище, во всех учебно-воспитательных учреждениях должны быть созданы спортивные залы и площадки, хорошо оснащенные оборудованием и инвентарем. Шире использовать для физического воспитания учащихся базу спортивных организаций и клубов, предприятий и учреждений».
Принятая недавно новая программа физического воспитания для средних школ явилась плодом кропотливой работы ученых и педагогов. В ней учтено многое из того, что требует от молодого, растущего человека наш век. И тем не менее эта программа отнюдь не раз и навсегда данная.
Но программа программой, а само отношение не только к ней, но к самой физической культуре – это статья особая. И трудная.
Недавно в одном из районов одного из крупнейших городов страны мы провели эксперимент. К началу учебного дня работники органов народного образования прибыли без предупреждения в двадцать две школы района и в течение всего дня наблюдали за тем, как реализуется новая программа и нормативные требования некоторых нововведений по физической культуре во внеучебное время. В частности, как проводятся зарядка до начала занятий, активная перемена и физкультчас в группах продленного дня. Ну, что сказать? Результаты оказались самыми неутешительными.
Новые задачи, которые поставлены перед школой, естественно, потребуют и иного подхода к подготовке учителей физкультуры. И не только. Большая роль должна быть теперь отведена и преподавателям общеобразовательных дисциплин. Следовательно, и педагогам этого профиля потребуются специальные знания. Думаю, что обозначенный в проекте ЦК КПСС переход педагогических вузов в дальнейшем на пятилетнее обучение создаст для решения этой задачи необходимые условия.
И все же еще важнее – повысить уровень подготовки самих учителей физической культуры.
Приходится лишь сожалеть, что эксперимент, проведенный Михаилом Михайловичем Богеном. о котором пишет «Смена» в № 12 (особое внимание к технике, домашним заданиям, организации соревнований, – Ред.), завершился столь печально. Я не имею возможности судить о том, насколько верны его методы работы с детьми, но ясно одно, что результативность их, судя по материалам статьи, заслуживает внимания.
Нельзя не согласиться с А. Бойко в вопросе об имеющемся перекосе в сторону широкой популяризации спорта в ущерб физкультуре. Он пишет, что «средства массовой информации подняли на щит чемпиона, оставив в стороне важнейшее обстоятельство: чемпионом может стать только истинно здоровый человек».
Затрону еще один сложный вопрос. Он касается детей, относящихся к так называемым специальным группам. «Трижды правы учителя физкультуры, – пишет А. Бойко, – утверждающие обязательное и активное присутствие на уроках освобожденных детей. Только ведь учителя не все могут...»
Но если захотеть, то можно сделать значительно больше. Есть на сей счет соответствующие приказы нашего министерства и Минздрава СССР. Есть средства. Однако с детьми указанных групп практически занимаются мало или не занимаются вовсе. По нашим данным, таких детей в школах страны около 730 тысяч.
И последнее. Сейчас много разговоров ведется вокруг экзамена по физкультуре: нужно ли его вводить? Следует изучить эффективность этой меры. Вероятно, нужно, если от экзамена повысятся показатели здоровья ребят. Во всяком случае, проведенные в школах Молдавии и Эстонии первые эксперименты обнадеживают. Так что этот вопрос нам и Академии педагогических наук предстоит еще решать.
Я верю, что эти и другие проблемы в вопросах организации физического воспитания детей и подростков в ходе внедрения школьной реформы будут решены.
В минувшем году была принята новая «Программа по физической культуре для учащихся 4 – 10-х классов общеобразовательной школы». Она претерпела значительные изменения по сравнению с предыдущими.
Более чем в полтора раза увеличено теперь количество контрольных нормативов, что позволяет более четко регулировать воспитательный процесс, подводит преподавателей физкультуры к необходимости заниматься соответствующими упражнениями.
Не могу согласиться с автором статьи «Урок физкультуры», категорично утверждающим, что нормативные требования к физической подготовке, а значит, и к физическому развитию детей снизились. Достаточно заглянуть в новую программу, которая, правда, была опубликована после выхода в свет №12 «Смены».
Итак, примеры и сравнения. Если девочкам-четвероклассницам, чтобы получить оценку «отлично», согласно программе 1981 года, нужно было прыгнуть в длину на 2,60 метра, то теперь – на 2,80. У мальчиков, их сверстников, соответствующий норматив поднялся с 3,10 метра до 3,30.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть