– Приходится, к сожалению, говорить о том, что немалая часть выпускников школ не готова к тем физическим нагрузкам, с которыми им придется столкнуться в жизни. Спорткомитет Министерства обороны внимательно следит за состоянием дел в системе физического воспитания детей и подростков, и мы считаем, что пока еще стройности и преемственности в этой системе недостаточно. Это отмечают и авторы статей «Урок физкультуры» и «Обязательный урок». На наш взгляд, стоит уделять больше внимания, особенно в старших классах, физическим упражнениям, развивающим военно-прикладные навыки школьников. В частности, принять на вооружение некоторые формы проведения занятий в армейских условиях.
Еще робко берутся иные педагоги за обучение плаванию, в то время как военнослужащий не всегда проходит службу там, где есть водоем и, стало быть, можно восполнить пробел школы. Боевые же задачи с преодолением водных преград солдату приходится решать часто. Мне также кажется, что требования к самим преподавателям физкультуры пока предъявляются невысокие, недостаточно они работают над повышением своего профессионального мастерства. Немало есть учителей, относящихся к своему делу поверхностно или безразлично. Как бывает: педагог дал детям мяч, и пусть делают, что хотят. Есть и другая крайность: одержимый духом «очковости» учитель просто натаскивает на результат группу детей в определенных видах спорта, забывая о необходимости гармоничного развития своих подопечных.
Чем еще оборачиваются недобросовестность или низкий профессионализм учителей физкультуры? В глазах детей и их родителей падает авторитет не только учителя, но и самого предмета физкультуры.
В. Лейбовский и А. Бойко в своих статьях много внимания уделили недостаткам в школьном физическом воспитании и в то же время мало сказали о том, что, по их мнению, нужно сделать, чтобы улучшить его состояние. Ситуация же в целом сложилась ненормальная, если не сказать – парадоксальная: с одной стороны, средства массовой информации активно пропагандируют необходимость занятия физическими упражнениями и спортом, а с другой – физическое состояние школьников остается на уровне далеко не блестящем. Факт, что у нас много молодежи с ослабленным здоровьем и низкими волевыми качествами.
– Мы, учителя физкультуры, с большим интересом ознакомились с проектом ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Верно сказано: «Успешное решение сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от учителя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры».
Мне уже за шестьдесят, имею достаточный опыт преподавательской работы. Наверное, у меня есть моральное право говорить о своих коллегах. Увы, немало среди них людей, не отвечающих профессиональным, а подчас и нравственным требованиям, предъявляемым к учителю физкультуры. Это одна из причин того, что нередко к нам относятся без должного уважения. И что еще хуже – к нашему предмету, а значит, и к физическому воспитанию. Немалую «помощь» оказала нам при этом пропаганда, а особенно кинематограф, как об этом справедливо пишет А. Бойко.
Вот и получается: с какого урока проще снять учеников, чтобы послать их на общественное мероприятие? С физкультуры. От какого урока легче всего получить освобождение, по надобности или без? От физкультуры. По какому предмету учителя заставят поставить удовлетворительную оценку даже при полном невыполнении ребенком учебной программы? По физкультуре.
Прежде всего нужно изменить отношение к нашему предмету. Но и других проблем немало.
«Неотъемлемая часть реформы системы народного образования, – сказано в проекте ЦК КПСС, – значительное улучшение подготовки учительских кадров». Эти слова в полной мере следует отнести и к подготовке учителей физической культуры. Мне часто приходится встречаться и работать со студентами-практикантами институтов физкультуры или факультетов физвоспитания педвузов. Такое впечатление, что в программах их обучения чересчур много теории, к тому же зачастую ненужной, а главное – этих студентов не учат методике проведения уроков. Если студент инфизкульта или факультета физвоспитания педвуза сам является сильным спортсменом и много выступает в соревнованиях, то его учебные дела интересуют деканат меньше, чем спортивные. Так что претензии к высшей школе у меня серьезные.
Существует точка зрения, что учителю физкультуры не следует быть узким специалистом в какой-то области спорта, это-де будет наносить ущерб общему развитию его подопечных, потому как именно «свой» вид спорта учитель у себя в школе и культивирует. Я же думаю, что преподаватель физкультуры должен достаточно хорошо знать все основные виды спортивных дисциплин, а одним-двумя видами владеть лучше, чем другими. Кстати говоря, нынешняя программа достаточно вариативна и позволяет нам по своему усмотрению заниматься углубленными занятиями по тем или иным дисциплинам. Я, например, в своей школе культивирую баскетбол. Мои дети обожают его, соревнования по баскетболу в нашей школе всегда массовые, проходят увлекательно. Неизменно хорошо выступают мои ученики и на более высоком уровне.
Сейчас для детей проводится много соревнований районного и городского масштабов. Слишком много. Причем часто школьников снимают с уроков. Снимают и меня, учителя, в результате чего очередной урок физкультуры отменяется и большинство детей остаются без очередного занятия по моему предмету. Я за то, чтобы проводить больше общешкольных соревнований, как это было у М. М. Богена.
– Без преувеличения можно сказать, что весь мир переживает сейчас своего рода бум двигательной активности, или, пожалуй, физкультурный ренессанс. Просто поразительно, какие масштабы приняло одно лишь увлечение бегом. Во многих странах набирает силу физкультурное движение людей, страдающих различными патологическими изменениями в организме. Принята программа ЮНЕСКО «Спорт для всех» (я бы назвал ее более точно: «Физкультура для всех»). Короче говоря, человечество все яснее понимает: хочешь жить полноценно – занимайся физической культурой. И не раз от разу, а систематически, в должном объеме, с должным смыслом.
Стало быть, ценности физической культуры – подчеркиваю: культуры! – должны прививаться с детства.
Необходимый же минимум двигательной активности – причем упорядоченной, – в общем, известен. Согласно имеющимся исследовательским данным, он составляет для большинства школьников около 12 – 16 часов в неделю. Сюда входят два урока по учебному плану, физкультурные упражнения в течение учебного дня и во внеучебное время, обязательная зарядка перед началом уроков, физкультперемена, физкультчас в режиме продленного дня и, наконец, выполнение домашних заданий по физкультуре.
До сих пор много споров вызывает содержание урока физкультуры. С учетом сказанного я считаю, что нельзя всерьез ответить на этот вопрос, пока мы не сумеем добиться реализации всех трех компонентов. Иначе не достигается должный тренирующий эффект от совокупности занятий, а это важнейшее условие. Сам же по себе отдельный урок физкультуры такого тренирующего эффекта не может дать. Так что содержание урока – дело производное от общей системы физкультурной активности.
Нетрудно понять, что обеспечить минимум двигательной активности детей один лишь учитель-специалист физически не в состоянии. Ему необходима помощь других педагогов. Причем помощь квалифицированная, в частности, в организации подвижных игр, физических упражнений во время удлиненных перемен. Кстати, выделяемых обычно для этой перемены двадцати минут явно недостаточно, за это время ученики не могут получить должную нагрузку. Думаю, что в дальнейшем продолжительность таких перемен должна быть увеличена вдвое, тем более что есть уже положительный опыт их проведения в школах Прибалтики.
В статье «Урок физкультуры» с сожалением говорится о том, что за последние десятилетия нормативные требования по физической подготовке, а значит, и требования к уровню физического развития детей снизились. Здесь нужны уточнения.
Во-первых, статья была опубликована до принятия новой программы, которая, я считаю, является все же значительным шагом вперед по сравнению с предыдущими. Во-вторых, организм детей развивается сложно и в различные периоды неравномерно. Есть такие периоды развития, особенно у девушек, когда при, переходе из одной возрастной стадии в другую не следует увеличивать нормативы. Во всяком случае, говорить о необходимости линейного возрастания нормативов нельзя. Тем не менее проблема адекватного норматива – серьезнейшая проблема, которая до сих пор окончательно так и не решена.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.