Уроки здоровья

опубликовано в номере №1367, май 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Теперь о нормировании нагрузок. Как пишет В. Лейбовский, «Принципы его (Богена. – Л.М.) педагогической работы основаны на понимании максимальных физических возможностей человека... Боген ориентировался на истинные возможности подростка. Воеводин же в большей степени на нормативы учебной программы». Но что такое максимум? Что такое истинные возможности человека? Мы этого пока точно не знаем, и подтверждением моим словам служит спорт высших достижений. Так, женщины сейчас прыгают в высоту более двух метров, а в плавании показывают такие же результаты, как лучшие пловцы-мужчины не так уж много лет назад. Человек научился поднимать штангу весом более 260 килограммов. И главное, этому прогрессу не видно конца! А в обычной, повседневной жизни большинство трудовых процессов совершается на уровне не более 30 процентов от максимальной мощности.

В опыте М. Богена интересным мне представляется вот что: то, что он сумел гармонично увязать материал, предусматривающий обучение детей двигательным навыкам на уроках, с обязательной работой дома, направленной на развитие двигательных способностей, причем невыполнение домашних заданий, как это видно из публикации, просто исключалось.

Серьезный пробел в школьном физическом воспитании связан с неверным отношением к детям, имеющим отклонения от нормального развития, страдающим недугами – временными или хроническими. Формально никто не возражает, что все они должны заниматься специальной физической культурой. Но этого зачастую нет. Я не говорю о том, что и школа и родители чаще всего идут по самому легкому и самому вредному пути, попросту освобождая таких детей от уроков физкультуры. Еще печальнее другое. Методически и организационно работа с такими детьми находится у нас на удручающе низком уровне. А ведь речь идет о сотнях тысяч детей, многих из которых можно и должно благодаря приобщению к физической культуре вернуть в общую группу.

От редакции:

Мы благодарим специалистов, выступивших сегодня на страницах нашего журнала и высказавших свои соображения по проблеме, имеющей важное государственное значение. Как можно заметить, их мнения не во всем совпадают, что, очевидно, закономерно: система физического воспитания детей и подростков пока что далеко не безукоризненна, и в ее совершенствовании общественные дискуссии призваны сыграть существенную роль. Участники дискуссии во многом дополнили друг друга, дав возможность лучше понять всю сложность и остроту проблемы.

Редакция далека от мысли считать обсуждение поднятого вопроса завершенным. Тем не менее можно подвести некоторые предварительные итоги. Выступившие единодушны прежде всего в том, что нужно в корне изменить отношение к физической культуре как к школьному предмету, а отсюда и ко всей системе физического воспитания молодого поколения.

С этим связана и необходимость значительно поднять профессиональный уровень преподавания физкультуры в школе.

В новой школьной программе по физической культуре введены домашние задания как обязательная составная часть учебного процесса. Официально это сделано впервые, хотя некоторые преподаватели такую форму работы применяли и ранее. Но как сделать, чтобы домашние задания непременно выполнялись, как, скажем, уроки по литературе, математике, другим предметам, когда на освоенном материале строится следующий? Несомненно, что задания эти должны быть посильными, так что дело не только в осознании детьми важности для здоровья регулярных физических упражнений.

Думается, стоит внимательно отнестись к мнению многоопытного учителя физкультуры Д. В.Ахмеди, предлагающего, в частности, сократить количество соревнований городского и районного масштабов и чаще проводить общешкольные соревнования.

Или такое предложение. Пошла было волна соревнований под девизом «Мама, папа и я – спортивная семья». Своих организаторов эти соревнования так и не нашли. А может быть, взяться за это дело школе? Эффект предсказуем – вовлечение родителей в физкультурные дела ребенка. Хорошо, плохо ли, но почему бы не обсудить, не проверить?

В общем, и родителям, и педагогам, и ученым работы предстоит еще много.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены