У твоего порога

Борис Данюшевский| опубликовано в номере №1401, октябрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Навстречу XVII съезду КПСС

От трамвайной остановки в центре Таганской площади к ПТУ вела неширокая дорожка, вымощенная булыжником. Иван пошел по ней к высоченному кирпичному забору, за которым глыбой стояло такое же кирпичное здание училища. Эти двести метров от остановки до щербатого порога ПТУ, проделанные им впервые 17 лет назад, стали прологом к его новой жизни, а может быть, и вообще к самому главному делу всей жизни. Правда, это он сейчас так говорит, а тогда Иван Кирдун — недавний армейский политработник, вышедший на пенсию, а отныне новоиспеченный директор ПТУ-14 — не испытывал ни волнения, ни особой радости. Просто шел работать туда, куда его послали, где, как считали, его армейский опыт и знания будут приносить пользу.

Почти 45 лет существует в Москве это училище, из стен которого столичная телефонная связь получила десятки тысяч квалифицированных специалистов.

С октября 1980 года среднее профессионально-техническое училище связи № 14 носит высокое и почетное звание «Образцовое». А история его берет отсчет с тех первых месяцев предвоенного 1940 года, когда в на шей стране только создавалась система трудовых резервов. Одним из первых в Москве было образовано ремесленное училище связи № 9, которому отдали неказистое трехэтажное кирпичное здание бывшей женской гимназии на Таганке, а точнее, на улице Большие Каменщики. 7.

Неузнаваемо изменилась с тех пор Таганка, совсем иной внешний вид приобрело и ГПТУ-14. Уже тогда, 17 лет назад, о четырнадцатом слава в столице ходила такая, что в нем престижно было и учиться, и учительствовать. Готовило оно механиков по ремонту радиотелевизионной аппаратуры и электромонтеров для Московского городского телефонного узла — в столице усиленно развивалась сеть автоматических телефонных станций, и каждая пара рабочих рук была на вес золота. Так что хозяйство новому директору досталось богатое, с определенными традициями, которые, как он понимал, создают люди.

Когда Кирдун осмотрелся, освоился в новой должности, ему стало ясно, что даже в этом и до него хорошем училище ничто не должно считаться построенным или оформленным окончательно. Потому что тогда все это скоро незаметно превратится в неживое. Жизнь же, как известно, не стоит на месте, а постоянно идет вперед. Тем более жизнь такого молодого и нового в принципе дела, как профессионально-техническое образование.

Вперед — так вперед. Этот девиз был всегда ему, армейскому человеку, по душе. Поэтому сначала он принялся переоборудовать учебные классы и мастерские. В классах стояли обычные столы, стены блестели синей масляной краской — все это резало глаза, раздражало, мешало. Значит, решил он, будет резать глаза, раздражать, мешать учиться и ребятам, которых поэтому будет трудно увлечь учебой. А увлечь можно, в этом он был уверен. Профессия монтера связи или телевизионного механика заманчивее многих других: не утомляет однообразием, требует сообразительности, точности, ловкости. И нужно, рассуждал новый директор, чтобы это было видно сразу, с первых шагов знакомства с ней.

Постепенно складывался образ того образцового кабинета или мастерской, которые им предстояло создать. Делать же предстояло все своими руками и руками учащихся.

...Так, усилиями не одного поколения учащихся довели учебные мастерские и классы до того строгого, сдержанного блеска, что потрясает сегодня не только воображение вновь пришедших учиться мальчишек и девчонок, но и многочисленных иностранцев, часто посещающих ГПТУ-14.

— Гости, посещающие нас, — рассказывает со сдержанной улыбкой Иван Тарасович, — иногда почти с плохо скрываемой завистью говорят: «Вам легко, вы богатые». Да, отвечаем мы со спокойной совестью, мы богатые, потому что все это богатство создавали своими руками.

В училище по праву гордятся многочисленными золотыми, серебряными и бронзовыми медалями ВДНХ СССР, которые получены за технические новинки и приборы, сделанные руками ребят и их педагогов. Причем все эти самодельные тренажеры и приборы можно увидеть в училище не в виде экспонатов, а в качестве действующего оборудования, помогающего педагогам проводить занятия ярче, занимательней, а ребятам — изучать свою профессию и основополагающие законы науки.

— Занятия научно-техническим творчеством для наших учащихся отнюдь не самоцель... — предупреждает заместитель директора ГПТУ-14 по учебно-производственной работе Рафаил Ефимович Старосельский. Мы ходили с ним по этажам здания, и он с гордостью распахивал то одну, то другую дверь: — Вот уникальная лаборатория электротехники, каких пока нет в других профтехучилищах связи. А вот тут, — мы вошли в просторный класс, во всю стену которого рядами стояли металлические шкафы с мигающими, тонко позванивавшими ячейками. — наша АТС на сто номеров. — Аккуратные, покрытые светлым пластиком монтажные столы, оборудованные автономной системой электропитания и связи с рабочим местом мастера. Просто не учебный класс обычного ПТУ, а командный пункт какой-нибудь космической станции. Даже, если честно, подозрение закралось: сделано все так красиво и эффектно, будто предназначено не для будничной учебы, а исключительно для показа гостям. Но когда мы зашли в соседнюю лабораторию. Старосельский тут же развеял мои подозрения: — Смотрите, с помощью вот этого стенда можно очень легко и в то же время глубоко изучить принцип работы черно-белого телевизора. На мертвой схеме просто невозможно объяснить учащимся все физические процессы, влияющие на качество телевизионного изображения, а вот на этом действующем экране все видно наглядно — мастеру очень легко обосновать и показать процесс, протекающий в любом узле телевизионного аппарата, а значит, и научить будущих телевизионных мастеров быстро обнаружить неисправность. Этот стенд-тренажер получил диплом второй степени ВДНХ СССР, золотую, бронзовую и пять юношеских медалей. Точно такой же стенд-тренажер мы создали и для изучения цветного телевизора.

Успех? Несомненно. И успех не случайный. Ребята подготовлены к нему. В училище давно существует кружок технического творчества. Вместе с опытными мастерами в нем работают учащиеся. Работают на равных. Ищут. Дерзают, Приобщаются к творчеству. Постигают суть своей профессии.

За несколько месяцев до выпуска у Ивана Тарасовича Кирдуна на столе уже лежит пачка официальных заявок от районных АТС, городского телефонного узла с просьбами направить таких-то выпускников для пополнения рабочих коллективов. В другой папке подшиты заявления от будущих учащихся. Заметим, что эти заявления собираются у Ивана Тарасовича почти за полгода до последнего школьного звонка, так что обычных хлопот с набором у него нет. Причем ежегодно зачислить в училище можно триста человек на дневное отделение и почти двести — на вечернее, а заявлений в три раза больше...

Вот здесь бы надо сделать паузу, и между строк читалось бы: отбирают только лучших, есть конкурс и прочее. Но конкурса нет. Принимают всех желающих. Всех, невзирая на баллы в свидетельстве об окончании восьмилетки. Ежегодно Московское городское управление профтехобразования идет навстречу и школьникам, и училищу и разрешает увеличивать набор на два-три десятка учащихся, с учетом, естественно, избранной ребятами профессии.

Этим летом мне пришлось видеть работу приемной комиссии ГПТУ-14 в «час пик» — первый курс был укомплектован, а дверь не закрывалась, шли в основном абитуриенты-неудачники. Одни не попали в техникум, другие в институт. В этом потоке возник и лохматый белобрысый парень, ничего общего с другими ребятами не имеющий, — вместо свидетельства за восемь классов у него на руках была справка, в характеристике сплошные частицы «не». Пришел он записаться на «телевизионного мастера». Ему отказали — группа набрана. Парень ухмыльнулся и ушел, потом вернулся, брал комиссию измором, требовал.

— Можем принять только в группу монтеров абонентских линий, — объясняли ему терпеливые члены приемной комиссии. И в конце концов Володька сдался, попросил лист бумаги и сел писать автобиографию и заявление «на монтера». Перо в Володькиной руке спотыкалось на каждом слове, красноречиво свидетельствуя о бездумно проведенных школьных годах, и непонятно было, чему улыбается Иван Тарасович Кирдун — парень с синими узорами татуировки на руках был явно не клад для училища.

— Автобиографию себе на память оставь — мы с тобой начнем все сначала, — весело сказал директор и предложил будущему монтеру телефонной связи поехать в училищный спортивно-трудовой лагерь в Краснодарском крае.

Если, конечно, надоело слоняться без дела.

Володька посмотрел на директора, улыбнулся и сказал: «Надоело».

Совсем недавно, придя в училище перед началом учебного года, встретил я в коридоре паренька в аккуратном костюме, при галстуке. Только по слабым очертаниям татуировки на правой руке с трудом узнал Володьку из Марьиной рощи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

комментарии

bosston , 28.12.2010 21:58

Замечательное училище, замечательные преподаватели. Окончил училище в 1980 году, группа АТС-29. Закончил с отличием, хотя в школе учился на одни тройки. После окончания училища, в отделе кадров, предложили поработать, до армии, в Цехе ЭПУ Бауманского Телефонного Узла.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

С кем не бывает?

Этика поведения