— Видите, учусь, — похвастался он. — Из летнего лагеря, правда, хотел однажды уехать, а потом ничего, привык...
Похоже было, что не только я Володю не узнал, а и он сам себя не узнает. В этой связи не могу не вспомнить случай, который произошел во время семинара для преподавателей и директоров общеобразовательных школ Пролетарского района Москвы, когда они знакомились с опытом учебно-воспитательной работы в ГПТУ-14. Иван Тарасович водил коллег по кабинетам и мастерским, где почти все сделано при активном участии самих ребят. Классные доски раздвигались, вращались различные стенды, мигали разноцветными лампочками многочисленные пульты и приборы — словом, демонстрация максимума удобств и автоматизации. Гости листали планы работы, переглядывались, недоверчиво перешептывались между собой. Реально ли это? Каждый день семестра расписан наперед, как в учебном солдатском взводе. Между делом уточнили у самих учащихся — оказывается, реально. Более того, с планом знакомят не только преподавателей и мастеров, а каждого учащегося.
Один из директоров, рассматривая «Экран успеваемости», увидел фамилию бывшего ученика своей школы. «Это у него-то по физике «четыре»? Быть этого не может!» Позвали парня. Директор задает ему один вопрос, другой, третий — и парень, словно орешки щелкает, на все вопросы дает обстоятельные ответы.
— Так почему же ты в школе-то на уроках так не отвечал?
Понять секреты чисто внешних перемен, происходящих в ребятах, как только они становятся учащимися ПТУ, можно. Все-таки это уже не школа, ты повзрослел, обрел какую-то самостоятельность, получаешь стипендию — все это невольно заставляет мальчишек быть собраннее, дисциплинированнее. Но ведь знаний-то по физике от этого, простите, не прибавляется. По официальным же отчетам в училище каждый третий учится на «хорошо» и «отлично», неуспевающих — всего 0,7 процента. Какое этому объяснение?
У нас было достаточно времени, чтобы избежать скоропалительности в выводах. Мы ездили в училище, встречались с учащимися и преподавателями, заглядывали и в библиотеку, где редко найдешь свободное место. Не обходили стороной многочисленные кружки и секции. И получалось, что человек около двухсот в училище постоянно чем-нибудь заняты. Позиция администрации в этом вопросе такая: если есть хоть кто-то один интересующийся, предположим, живописью — должен быть кружок, руководитель, условия для занятий. Было дело, заявили как-то девчонки из 52-й группы о своем желании научиться кроить и шить. Портняжное дело не рисование, тут и машинки швейные нужны, и много всего другого, однако заместитель директора по политико-воспитательной работе Флора Хусаиновна Бултачеева тут же связалась со швейным ПТУ, договорилась с директором, и девчонки сейчас ходят на занятия туда — уже научились и фартуки шить, и юбки, и простенькие кофточки.
Теперь положим руку на сердце и признаемся честно: профтехучилище, даже такое образцовое во всех отношениях, как четырнадцатое, пока еще пожинает, как и вся система профтехобразования, горькие плоды просчетов обычной школы. За доказательствами далеко ходить не приходится. Редкое свидетельство об окончании восьми классов сверкает четверками и пятерками — по неписаной, но пустившей, увы, крепкие корни традиции школы «сплавляют» в профтехучилища самых нерадивых своих учеников. Но добро бы только неучей. Многие ребята приходят в училище не только с плохими отметками за восьмой класс, но и с худой славой драчунов, заводил хмельных компаний. Поначалу они пытаются и в училище поддерживать за собой репутацию «героев» подворотен: затевают драки, бьют стекла, ломают из себя этаких «суперменов». Бывало, директора на неделе по нескольку раз вызывали в милицию, а там, как известно, разговор короткий: «Ваш учащийся набедокурил — пусть и отвечает по закону, будем документы в колонию оформлять».
Проходит не один месяц, пока некоронованные «короли» и «королевы» улицы привыкают к жесткому училищному ритму, начинают ощущать себя среди остальных ребят белыми воронами и стыдиться своей распущенности. Как маленькое пшеничное зернышко на долгом пути превращения в душистый каравай хлеба, так и ребячьи души до рубежа взрослости проходят несколько этапов. Профтехучилище для большинства своих питомцев — этап третий: оно берется исправлять прорехи и наверстывать упущенное в воспитании подростков после семьи и школы. Да, и после семьи. Разве же не о многом говорит, к примеру, такой печальный факт: более 40 процентов ребят, обучающихся в ГПТУ-14, не имеют родителей вообще или имеют только одну мать, или только одного отца.
Сегодня в ГПТУ-14 учится почти девятьсот учащихся. За три года учебы ребятам предстоит усвоить солидную программу, куда входят и спецпредметы вроде электротехники и сопромата, серьезная практика по специальности и весь багаж знаний за десятилетку.
...Ударил переливчатой трелью звонок. Высокие коридоры училища сразу наполнились веселым перекликом голосов. К Ивану Тарасовичу один за другим потянулись преподаватели и мастера. В это время мы тихонечко вышли из директорского кабинета и пошли по коридорам, заглядывая в распахнутые двери. Кабинет электротехники. Кабинет физики. Кабинет истории. Всюду чисто, светло, просторно. Чувствуется, ребятам здесь хорошо. Впрочем, можно ведь спросить об этом и их самих.
Многим ребятам задавали мы такие вопросы: чем они увлекались в школе и как сложилась бы их судьба, не пойди они в ПТУ? Что касается увлечений, то большинству отвечать было просто — ничем не увлекались. А вот что касается судьбы...
Сергей Чубаров. Хотел поступать сначала в техникум — там требования выше и профессия после окончания все-таки техник. Теперь, проучившись в ГПТУ-14 почти три года, считает, что профессию выбрал правильно. Уже сейчас во время практики работает самостоятельно на Ждановском телефонном узле. Сережа признался, что за три года учебы в ПТУ он сам себя не узнает, так изменился: появилось стремление все время познавать что-то новое. Потому и книг много покупает, и бабушку просит, чтобы покупала. Дома уже большая библиотека собрана.
Лиля Чудина получает профессию электромонтера связи АТС. В школе училась в основном на троечки. Призвания никакого не было, потому и не знала, куда идти — учиться или работать. Помог пример мамы — она почти четверть века работает на АТС.
С Лилей мы беседовали в тот самый день, когда у нее была репетиция в театральной студии — она играет одну из главных ролей в инсценировке по роману Василя Быкова «Обелиск». Спросил ее, увлекалась ли раньше театром. Лиля рассмеялась:
— Да что вы... В школе как узнают, что я в артистки подалась, — умрут, а не поверят. Я ведь еле-еле училась, какой там театр. И в училище, считайте, от школы сбежала...
Саша Вирцев, третьекурсник, будущий монтер телефонной связи:
— Я пришел в это ПТУ совершенно сознательно — моя мама работает на АТС электромонтером шестого разряда. Куда же мне было идти, как не в четырнадцатое? Некоторые из моих школьных дружков решили кончать десятилетку. А я считаю, что выиграл: пока они будут в школе, я и аттестат получу, и специальность... Я уже сейчас чувствую, что могу самостоятельно работать — значит, скоро не буду сидеть иждивенцем на шее у родителей.
Вот так эти ребята, еще совсем недавно отнюдь не самые серьезные и целеустремленные, постепенно обретают здесь, в стенах училища, не только новый взгляд на профессию, о которой они, в сущности, толком ничего не знали, но и осознание той безусловной пользы, которую они, став рабочими, будут приносить себе и обществу. С этого начинается пробуждение интереса к «профессиональным тайнам», извечное чудо душевного обогащения. Подросток, плававший по житейскому морю, так сказать, без руля и без ветрил, постепенно обретает четкую направленность и в итоге приходит к выводу, что здесь-то он и нашел свое настоящее дело.
Не раз и не два, беседуя с учащимися, приходилось удивляться, когда на вопрос о том, что им больше всего нравится в училище, они отвечали: дисциплина и порядок. Мы-то привыкли считать, что подростки больше всего терпеть не могут именно дисциплины, всячески увиливают от нее, в крайнем случае подчиняются. Но чтоб она им нравилась!
А объясняется все просто: большинство мальчишек в пятнадцать лет подспудно, где-то в глубине сознания уже понимают пользу режима, чистоты и подтянутости, верят в необходимость учебы, постоянных занятий. Понимать-то понимают. Но, кроме понимания, нужны ведь еще и воля, и умение распоряжаться своим временем, и руководить своими желаниями. Вот это самое волевое усилие они и получают со стороны в виде строгой дисциплины, единых педагогических требований.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Автобиографии. Евгений Евстигнеев, народный артист СССР
Рассказ
Отечество
комментарии
Замечательное училище, замечательные преподаватели. Окончил училище в 1980 году, группа АТС-29. Закончил с отличием, хотя в школе учился на одни тройки. После окончания училища, в отделе кадров, предложили поработать, до армии, в Цехе ЭПУ Бауманского Телефонного Узла.