У твоего порога

Борис Данюшевский| опубликовано в номере №1401, октябрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

— В ПТУ приходят ребята способные и ленивые, озорники и тихони, неудачники и увлеченные делом, — рассказывает Иван Тарасович Кирдун. — И самым близким к ним человеком становится мастер производственного обучения. Первое впечатление ребят об этом человеке — как правило, самое сильное впечатление об училище. Потом будут и восторг от собственной АТС на сто номеров, и ожидание увлекательного похода на байдарках по рекам Подмосковья, и кропотливые сидения над каким-нибудь замысловатым тренажером — все эти впечатления в процессе учебы могут так и остаться «за кадром», в тени, не будь они, если можно так сказать, очеловечены мастером.

Да, он, мастер, обязан не только до тонкостей знать ремесло, которому учит ребят, но быть еще и воспитателем, организатором, психологом. Иначе не услышат его ребята, не пойдут за ним. Потому что у них сейчас самая сложная пора в жизни — взросление.

С какими только разными — смешными и серьезными, легкими и трудными — вопросами не приходят девчонки и мальчишки из 52-й группы к своему мастеру! Да и к кому им еще идти, если не к ней, Александре Дмитриевне Храмцовой?

— Александра Дмитриевна, а какой подарок лучше всего сделать мальчишкам к Дню Советской Армии?

— Александра Дмитриевна, а почему одни люди родятся дураками, а другие умными?

— Александра Дмитриевна, а кто вам больше нравится из артистов — Янковский или Тихонов?

— Александра Дмитриевна, а что такое кибернетика?

Трудно, ох как трудно быть советчицей в таких вопросах! Да и вообще, кто она такая, чтобы у нее на все эти вопросы были готовые да к тому же неоспоримые ответы? Она ведь всего лишь мастер производственного обучения в ПТУ, и по-настоящему с нее спрос может быть только за электротехнику, которую она преподает. А они еще идут за советом, можно ли пригласить ребят встречать Новый год на квартиру к одной из девочек, если там в это время никого из родителей не будет, или как быть, если одному парнишке из ее группы житья нет дома от непутевого отца и парень уже грозится расправиться с ним своими силами... Что тут посоветовать? Ведь она, Александра Дмитриевна, не профессор Академии педагогических наук, чтобы знать все тонкости воспитания детей и отцов. Ей бы впору уследить за всеми здесь, в стенах училища.

Конечно, когда вся группа в училище, под рукой, тогда с ребятами значительно легче — они и спокойнее, и собраннее, и дисциплинированнее. Но Александре Дмитриевне хочется, чтобы они были такими и тогда, когда остаются без ее присмотра. Такими, каким она хочет видеть и собственного сына Сережку, ровесника мальчишек и девчонок из своей группы.

Кстати, с того дня, как Храмцова стала работать в ГПТУ-14, она почти не замечает разницы между Сережкой и ребятами из группы — любит их всех одинаковой любовью. Потому, наверное, и согласилась сразу перейти с АТС, где была дежурным монтером, в родное ПТУ мастером.

На этот характерный штрих тоже нельзя не обратить внимания: многие мастера производственного обучения — выпускники этого же ПТУ. Преподавать приходят они, поработав 5 — 10 лет на хорошо оплачиваемых должностях, отучившись в техникумах или институтах. Именно они, по утверждению Кирдуна, вышедшие из стен этой альма-матер, быстро и легко находят взаимопонимание со своими подопечными, потому что «говорят с ними на одном языке».

Если по совести, то год назад, когда Светлана Богачева, окончившая ГПТУ-14 в 1980 году, стала мастером группы, она даже не отдавала отчета, что это окажется так трудно и ответственно. Ведь как она думала? Раз ты мастер производственного обучения — значит, передавай ребятам свой рабочий опыт, свои профессиональные навыки и умение. Ну, расскажи им, как совсем недавно сама работала электромонтером на АТС, научи безошибочно находить повреждения в телефонной сети, филигранно сращивать микроскопической толщины проводки, которыми перевито автоматическое нутро станции. Конечно, она понимала, что именно должна в них воспитать, какими специалистами выпустить, ежели взялась быть их мастером. А вот давать советы типа жениться парнишке на втором курсе или нет — этому, простите, ее ни в училище не учили, ни даже в вечернем институте, куда она поступила сразу, как стала мастером ПТУ.

А они, ребята, идут к Светлане Владимировне и с такими вопросами, и похлестче, и посложнее. Идут, потому что уже убедились, что она не уходит от их прямых вопросов и дает им такие же откровенные и прямые ответы. Она не прибегает ни к каким ухищрениям, чтобы создать авторитет у ребят, и не думает об этом — просто остается сама собой. Так же, как они, увлекается, когда делает вместе с ними модель телефонной станции, так же по-настоящему радуется, когда все у них получается хорошо, и так же переживает все их незадачи. Так разве все это не воспитывает нравственно ее ребят, разве не помогает им становиться специалистами, любящими свою профессию, ревниво к ней привязанными?!

Видимо, в этом и заключается главный секрет, что не по долгу, а по душе исправляют в четырнадцатом ПТУ ребячьи судьбы. Вот тут и задумаешься: а нужны ли какие-то дополнительные ассигнования и затраты, чтобы везде, в каждом нашем ПТУ, так же учить и воспитывать ребят, как это делает педагогический коллектив четырнадцатого московского?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

комментарии

bosston , 28.12.2010 21:58

Замечательное училище, замечательные преподаватели. Окончил училище в 1980 году, группа АТС-29. Закончил с отличием, хотя в школе учился на одни тройки. После окончания училища, в отделе кадров, предложили поработать, до армии, в Цехе ЭПУ Бауманского Телефонного Узла.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ход котом

Рассказ

Чужие

Нравственная норма