28 марта 1868 родился Максим Горький
Как - то ночью, когда я уходил от Горького домой, он, провожая меня до порога, говорил:
- И отчего вы ходите ко мне главным образом вечерами? Филёров боитесь? Вот что: старайтесь - ка приходить к обеду.
- К обеду неловко... - произнёс я, чувствуя в то же время, что иногда обедать у Горького было бы хорошим подспорьем для моего скудного бюджета. - За обедом у вас всегда народ...
- Вот это и хорошо, что народ. Сможете на людей посмотреть и себя показать. Приходите завтра. Пообедаем, потом пройдём ко мне в кабинет, послушаете, как я буду просвещать начинающих литераторов. Может быть, мок уроки когда - нибудь и вам пригодятся.
И я пришёл.
- Столько чужих рукописей?! - невольно вырвалось у меня удивление при виде бумажных стопок, разложенных на письменном столе Горького.
- Тут их ещё мало, - с гордостью сказал Горький, поглаживая большой кистью руки очередную кипу, видимо, предназначенную для разбора с авторами. - Главные залежи вот где.
И он указал на простую полку из широкой выстроганной доски во всю длину стены, позади его письменного стола.
Там, на всей доске, от одного угла комнаты до другого, пестрели в удивительном, отсортированном порядке пачки, стопки и трубки различной исписанной бумаги: писчей, обёрточной, нотной, обойной, папиросной...
Вероятно, оттого, что я был заранее предубеждён относительно массового, едва не поголовного авторства жителей Нижнего Новгорода, на меня горы чужих рукописей у Горького произвели гнетущее впечатление.
- Много пишут? - безрадостно спросил я.
Горький весело оживился, завозился в кресле.
- Много, очень много, - по - мужицки заохал он, с довольным видом роясь крупными руками в рукописном добре, подготавливая его к предстоящим занятиям.
Я приставил свой стул поближе к его креслу, чтобы познакомиться, с теми местами рукописей, которые были старательно подчёркнуты его карандашом. И я увидел, что к большинству рукописей, как правило, были приложены наивные записки авторов, умолявших Горького прочесть рукопись «обязательно до конца», так как «самое интересное начинается в конце».
- А кто больше пишет? - спросил я, продолжая испытывать недоброе чувство к пишущим. - Мужчины или женщины?
- И мужики и бабы одинаково много пишут. Душа радуется.
- Наверное, всё - таки больше сходит с ума наш брат, зелёная молодёжь?
- Не угадали. Старики и старухи тоже не отстают. У них хотя биография есть, а у вас что? Пока ничего, одни порывания, Тут один старик приходит, ему, наверное, 90 лет. Всё знает, ходячая энциклопедия. А писать не умеет. И так жаль! Когда помрёт, унесёт с собой в могилу огромнейшие сокровища своей памяти.
В это время осторожно, по одному, начали просачиваться в кабинет авторы заготовленных на столе рукописей, и наш разговор с Горьким на время прекратился. Я только успел ещё спросить:
- С целыми группами занимаетесь? Горький испугался:
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
17 июля 1846 родился Николай Николаевич Миклухо-Маклай
24 октября 1911 года родился Аркадий Исаакович Райкин
27 декабря 1761 года родился Михаил Барклай-де-Толли