Твой автопортрет

Виктор Переведенцев| опубликовано в номере №1426, октябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

— радость от выполняемой работы отметили 77 человек из каждых ста,

— материальную обеспеченность — 52,

— возможность приносить максимальную пользу людям, обществу — 52,

— возможность создавать что-то новое, творчество — 35,

— многообразие впечатлений — 26,

— возможность расширять свой кругозор — 19,

— общественное признание, престиж — 15,

— добросовестное выполнение своих обязанностей — 9,

— возможность руководить людьми, быть начальником — 3.

Итак, работа должна быть прежде всего желанной, радостной, любимой. Затем — возможно более полезной обществу и хорошо оплачиваемой. Чаще всего именно эти три требования сочетаются в ответах. Однако маловероятно, что радость от выполняемой работы получат люди, которые не любят свою профессию. А таких, как мы помним, набралось более трети опрошенных студентов.

Очень скромное — для студентов! — место заняла «возможность расширять кругозор». В нынешних, а тем более в завтрашних условиях расширение кругозора — одно из настоятельнейших требований к специалисту. И уж совсем не котируется «возможность руководить людьми». Это парадоксально, ибо среди опрошенных преобладают школьные и вузовские активисты.

Какого уровня образования хотят достичь нынешние студенты?

Из каждых ста 81 желает ограничиться высшим образованием, 17 — получить степень кандидата наук и двое — стать докторами наук. Прежде всего именно те, кто желает получить в будущем ученые степени и ценит особенно высоко «возможность постоянно расширять свой кругозор».

В условиях нынешнего недостатка специалистов высшей квалификации и нередкого отсутствия конкуренции среди поступающих в аспирантуру стремление к послевузовскому образованию представляется очень ценным.

Посмотрим на материальное положение студентов.

Значительная их часть живет вместе с родительской семьей и имеет общий с ней бюджет. Как правило, взнос студента в семейный бюджет значительно меньше доли студента в потреблении.

Почти все студенты, живущие отдельно от семьи, получают от родителей денежную помощь (97 процентов), кроме натуральной помощи (одежда и т.д.). По размерам ежемесячной денежной помощи студенты распределяются так: до 30 рублей — 38 процентов, от 30 до 50 — 43 процента, от 50 до 100 — 11, больше 100 рублей — 5 процентов.

Размеры стипендий у большинства студентов незначительны (40 — 50 рублей в месяц) и, естественно, не обеспечивают прожиточного минимума. В Проекте реформы высшей и средней специальной школы предполагается повысить размеры студенческих стипендий. Думаю, что это повышение должно быть существенным. Ненормально положение, когда великовозрастные люди, от которых общество ждет самостоятельности и ответственного «взрослого» поведения, продолжают оставаться иждивенцами родительских семей. Кстати, у значительной доли юношей и девушек родители лишены возможности материально помогать взрослым детям, так что при нынешней стипендии эти молодые люди практически лишены возможности учиться на дневном отделении вуза.

В какой-то мере незавидное финансовое положение студентов можно было бы поправить предоставлением им возможности работать на условиях почасовой оплаты там. где бывают пиковые нагрузки (почта, общепит и т.д.). Однако при многолетних разговорах об этом дело практически не сдвигается с места.

Думаю, что можно было бы предоставлять студентам и государственные кредиты с условием их постепенного возврата после окончания вуза. За границей, кстати, такие кредиты широко распространены.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 6-м номере читайте об одном из лучших режиссеров нашей страны Никите Сергеевиче Михалкове, о  яркой и очень непростой жизни знаменитого гусара Дениса Давыдова, об истории любви крепостного художника Василия Тропинина, о жизни и творчестве актера Ефима Копеляна, интервью с популярнейшим певцом Сосо Павлиашвили, детектив Ларисы Королевой и генерал-лейтенанта полиции Алексея Лапина «Все и ничего и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Волшебный звук

Портрет солиста ленинградского Академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, лауреата Государственной премии СССР, народного артиста РСФСР Юрия Марусина

Хочу понять

К ХХ съезду ВЛКСМ. Анализ назревших проблем

«Россия. Этот звук — свирель»

Страницы отечественной словесности