— радость от выполняемой работы отметили 77 человек из каждых ста,
— материальную обеспеченность — 52,
— возможность приносить максимальную пользу людям, обществу — 52,
— возможность создавать что-то новое, творчество — 35,
— многообразие впечатлений — 26,
— возможность расширять свой кругозор — 19,
— общественное признание, престиж — 15,
— добросовестное выполнение своих обязанностей — 9,
— возможность руководить людьми, быть начальником — 3.
Итак, работа должна быть прежде всего желанной, радостной, любимой. Затем — возможно более полезной обществу и хорошо оплачиваемой. Чаще всего именно эти три требования сочетаются в ответах. Однако маловероятно, что радость от выполняемой работы получат люди, которые не любят свою профессию. А таких, как мы помним, набралось более трети опрошенных студентов.
Очень скромное — для студентов! — место заняла «возможность расширять кругозор». В нынешних, а тем более в завтрашних условиях расширение кругозора — одно из настоятельнейших требований к специалисту. И уж совсем не котируется «возможность руководить людьми». Это парадоксально, ибо среди опрошенных преобладают школьные и вузовские активисты.
Какого уровня образования хотят достичь нынешние студенты?
Из каждых ста 81 желает ограничиться высшим образованием, 17 — получить степень кандидата наук и двое — стать докторами наук. Прежде всего именно те, кто желает получить в будущем ученые степени и ценит особенно высоко «возможность постоянно расширять свой кругозор».
В условиях нынешнего недостатка специалистов высшей квалификации и нередкого отсутствия конкуренции среди поступающих в аспирантуру стремление к послевузовскому образованию представляется очень ценным.
Посмотрим на материальное положение студентов.
Значительная их часть живет вместе с родительской семьей и имеет общий с ней бюджет. Как правило, взнос студента в семейный бюджет значительно меньше доли студента в потреблении.
Почти все студенты, живущие отдельно от семьи, получают от родителей денежную помощь (97 процентов), кроме натуральной помощи (одежда и т.д.). По размерам ежемесячной денежной помощи студенты распределяются так: до 30 рублей — 38 процентов, от 30 до 50 — 43 процента, от 50 до 100 — 11, больше 100 рублей — 5 процентов.
Размеры стипендий у большинства студентов незначительны (40 — 50 рублей в месяц) и, естественно, не обеспечивают прожиточного минимума. В Проекте реформы высшей и средней специальной школы предполагается повысить размеры студенческих стипендий. Думаю, что это повышение должно быть существенным. Ненормально положение, когда великовозрастные люди, от которых общество ждет самостоятельности и ответственного «взрослого» поведения, продолжают оставаться иждивенцами родительских семей. Кстати, у значительной доли юношей и девушек родители лишены возможности материально помогать взрослым детям, так что при нынешней стипендии эти молодые люди практически лишены возможности учиться на дневном отделении вуза.
В какой-то мере незавидное финансовое положение студентов можно было бы поправить предоставлением им возможности работать на условиях почасовой оплаты там. где бывают пиковые нагрузки (почта, общепит и т.д.). Однако при многолетних разговорах об этом дело практически не сдвигается с места.
Думаю, что можно было бы предоставлять студентам и государственные кредиты с условием их постепенного возврата после окончания вуза. За границей, кстати, такие кредиты широко распространены.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
В дни работы последнего съезда писателей России прочел в докладе председателя мандатной комиссии такую цифру: из 567 делегатов только 26 моложе 40 лет