Студенты сильно отличаются от остального населения того же возраста своим семейным положением. В последнее время возраст первобрачных существенно снизился, однако это снижение мало затронуло студенчество. Среди анкетированных студентов только 18 человек из каждой сотни состояло в браке, в том числе из 100 женщин 15. Это много меньше, чем по стране в среднем. Сейчас к 22 годам в брак вступает уже шесть женщин из десяти. Студенческое положение, существенно отодвигая сроки вступления в брак, создает предпосылки будущего семейного неблагополучия. Одна из главных причин малого числа студенческих браков — практическое отсутствие у вузов семейных общежитий. Стоит ли студентам заводить детей — вопрос дискуссионный, однако студенческие браки — явление явно положительное. Одна из бесспорных и важных причин нынешней конфликтности и непрочности молодых семей — недостаточное предбрачное знакомство начинающих супругов. По моим наблюдениям, семьи, возникшие в студенческие годы (не перед распределением), несравненно прочнее и гармоничнее возникающих позднее. В нынешней сложной демографической обстановке это стоит учитывать, тем более, что через вузы проходит все более значительная часть молодежи.
Выпускники вузов должны быть не только специалистами, но и людьми высокой общей культуры, интеллигентами в полном смысле этого слова. Поэтому очень важно полноценное использование свободного времени, которого у старательного студента не так уж и много. Свободного времени хватает у 45 студентов из ста, остальным его не хватает. Подавляющее большинство студентов, судя по их ответам, регулярно читает художественную литературу. При этом выбор чтения весьма квалифицирован. Это и русская классика, и книги лучших современных советских писателей, и зарубежная классика, и современные иностранные писатели.
Семьи студентов выписывают, как правило, большое количество газет (центральных и местных) и журналов, правда, «тонких» («Работница», «Крестьянка», «Крокодил», «Огонек» и т.д.).
В старых городах с театральными традициями студенты регулярно посещают театр. Впрочем, девушки заметно активнее, чем юноши.
Студенты очень заметно отличаются от школьников-старшеклассников меньшим количеством времени, проводимого у телевизора. Интересно, что девушки смотрят телевизор много меньше, чем юноши: в среднем по одному часу в будни и по 2 часа 45 минут в воскресенье: юноши и в будни и в праздники — на 45 — 50 минут больше. В целом уровень «потребления культуры» у девушек выше, чем у юношей. Это хорошо согласуется с данными других обследований.
Вообще некоторое культурное отставание мужской части молодежи становится все заметнее и постепенно перерастает в большую общегосударственную социальную проблему. Увеличивается численный перевес девочек среди школьников старших классов общеобразовательных школ, девушек — в средних специальных учебных заведениях, в вузах, растет и без того высокая доля женщин среди специалистов народного хозяйства (60 процентов), фактический уровень знаний у женщин выше, чем у мужчин, и т.д. Это имеет не только положительные, но и все более ощутимые отрицательные последствия (недостаток мужчин среди школьных учителей, что затрудняет воспитательную работу, и т. д.). Юноши теперь должны догонять девушек. Для этого должно быть, в частности, изменено относительное материальное положение рабочих и специалистов. Относительное снижение престижа высшего образования и положения специалиста тесно связано и с низкой оплатой сравнительно с рабочими труда специалистов, и с тем, что специалисты вынуждены выполнять функции, не требующие их высокого образования. В Проекте реформы высшего и среднего специального образования с таким положением намечено покончить.
Очень интересно распределение студентов по общей удовлетворенности жизнью. В этом отношении между юношами и девушками наблюдается большая разница, что видно из таблицы (в процентах:
Удовлетворенность жизнью, девушки/юноши
Очень довольны — 7 / 0
Довольны — 52 / 41
Трудно сказать — 28 / 48
Недовольны — 10 / 11
Очень недовольны — 3 / 0
Итого — 100 / 100
Как видим, девушки более удовлетворены в среднем своим положением. Их оценки более контрастны, чем у юношей. У них есть и очень довольные, и очень недовольные, хотя доля тех и других невелика. Крайние оценки связаны, как правило, с различиями в «личной жизни». У одних она складывается очень хорошо (брак с любимым человеком), для других — неудачно (разрыв с любимым, предстоящий развод...). В целом жизненный настрой студентов вполне оптимистичен. Недовольных мало.
Уровень удовлетворенности жизнью, душевный настрой тесно связаны с тем, насколько удачно выбрана профессия. Среди неудачно выбравших профессию довольных жизнью почти нет. Недовольные своей профессией есть не только на первых, но и на последних курсах.
Вот, к примеру, 22-летний студент пятого курса Ростовского университета, обучающийся по специальности «радиофизика и радиоэлектроника», хотел бы иметь «другую профессию, но не знаю, какую».
Вот студент третьего курса, специальность «сварочное производство», хотел бы быть архитектором, поскольку эта профессия творческая: единственной важной причиной выбора нынешней профессии считает то, что «другого выбора не было», наибольшее влияние на выбор профессии и учебного заведения оказала семья.
Студент пятого курса по специальности «инженер-электромеханик» при возможности вновь выбирать профессию избрал бы «другую, тоже творческую, но более оплачиваемую». Нынешнюю профессию избрал потому, что она «больше всего соответствует способностям и склонностям» и имеет «творческий характер». Эти два пункта считает «очень важными», все остальное — неважным. Наибольшее влияние в выборе вуза и специальности оказала семья. Отец — военный, мать — торговый работник.
Вот пример осознания неправильности выбора уже на первом курсе, через полгода учебы: специальность — «геологическая разведка месторождений», хотел бы быть психологом или юристом, «в любом случае работать с людьми».
Неудачный выбор профессии часто определяется тем, что человек плохо знал себя или профессию, или то и другое вместе, а не тем, что «не было выбора».
Вот студентка пятого курса по специальности «технология машиностроения» избрала бы «другую — библиотекарь, библиограф, так как с детства больше всего люблю книги». Выбор нынешней профессии объясняет двумя причинами: «другого выбора не было» (живет в сравнительно небольшом городе, где возможности выбора невелики) и «большая потребность в такого рода специалистах». Наибольшее влияние на выбор оказала семья.
Тут, однако, очень редкий случай, когда человек, недовольный своей профессией, доволен жизнью. Перевешивает удачное замужество, высокая удовлетворенность браком в связи с тем, что у супругов «общие интересы, отдельная квартира, муж помогает».
И еще один случай. Студентка пятого курса по специальности «промтеплоэнергетика» очень хотела бы выбрать другую профессию, очень неблизкую к ее нынешней, — «преподавателя литературы в учебном заведении или литературного критика, журналиста, писателя-публициста, так как мне есть что сказать людям». В выборе профессии наибольшее влияние оказала опять-таки семья. Жизнью своей недовольна.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
В дни работы последнего съезда писателей России прочел в докладе председателя мандатной комиссии такую цифру: из 567 делегатов только 26 моложе 40 лет