Точка и недолга

Ксения Васильева| опубликовано в номере №1369, июнь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказ

Вам восемнадцать лет. Вы полны сил. Неизбывной энергии. Вы уверены, что совершите нечто небывалое. Подвиг... Ну, или просто станете известным всему миру. У вас к этому все данные. Аттестат зрелости в прозрачной папке и золотая медаль (пока, правда, не за доблестный труд и не за трудовое отличие) в коробочке, и сил столько, что вы каждое утро перебрасываете с руки на руку гантели, как мячики.

Скажите, о чем бы вы стали мечтать, учитывая все эти обстоятельства? И впервые ступив на перрон московского вокзала? Наверняка окинули бы орлиным взором привокзальную толчею, тут же, не сходя с места, решили, что Москва не так уж и недоступна, как ходят слухи, и завоевать ее – раз плюнуть. У вас даже не возникло бы сомнения – перейти Рубикон или нет. Просто он перейден. И точка. И вся недолга.

Такси носятся по Москве как бешеные. И вот уже тихий двухэтажный дом на окраине. И родственница встречает пирогами и приговорами, что вырос, что похудел и не похож ни на папу, ни на маму. (Конечно ж, на себя похож!) А потом тетка стоит в дверях узкой комнаты (его собственной комнаты!)) и провожает взглядом каждую вещь, которую он вытаскивает из чемодана.

– Костюм хороший, не вешай на гвоздь, порвешь, давай ко мне в шифоньер...

– Да что вы, тетя, этот костюм? Барахло, менять уже надо, надоел.

Тетя удивляется: совершенно новый, синий в полосочку. Костюм и действительно новый, но разве можно об этом говорить? И на тот же гвоздь с размаху летят единственная нейлоновая рубаха и куртка на «молниях».

На улицу 18-летний человек выходит в старом плаще, волосы встрепаны, ботинки в пыли. Пусть не думают высокомерные москвичи, что он наряжается для них. Он здешний, москвич, он здесь живет. Первомайская, дом 2.

Утром в приемной комиссии человеку назначают время для собеседования. Он гордо проходит мимо середнячков, которые томятся перед дверью и выспрашивают у первого потока: какое было сочинение?

Собеседование проходит отнюдь не блестяще – кое-что уже забылось (как быстро!), кое-что вылетело из головы от волнения, но самое главное – уж очень хотелось показать двум столичным штучкам – белобрысой девчонке в сине-красно-белой юбке и длинноволосому парню, что все равно он «в мильон» раз умнее и лучше и... В общем, показать.

Хотя они и не стремились смотреть на него. Девчонке до страсти хотелось достать шпаргалку, и все ее мысли были сосредоточены на огромном красно-сине-белом кармане. А длинноволосый, видимо, считал, что находится в комнате один, а другие – это так, для украшения. Фигуры.

В общем-то вся эта интеллектуальная возня с собеседованием не стоит и полслова. Принят? Принят. И вся недолга. И точка.

Вы думаете, в первые дни самое главное – лекции? Ничуть не бывало. Самое интересное – это думать, что ты студент, и давать об этом знать как можно большему количеству людей. Способов уйма. В метро можно все время рассказывать своему приятелю (который осведомлен не хуже тебя), как сегодня на семинаре Верка Иванова несла чепуху. Главное, употребить слово «семинар». В трамвае хорошо ехать втроем-вчетвером; долго и громко препираться насчет билетов и, наконец, услышав сладостные слова: «Уж эти студенты, всегда норовят без билетов», – заплатить и на весь трамвай крикнуть: «Степешку-то давно давали!» Хотя, впрочем, ты еще ее ни разу и не получал.

Потом другое. Потруднее и не так интересно. Но нужно. Для удовлетворения гордости и, как говорят, «для роста самосознания»: приучить свои мозги к глубоким, возвышенным мыслям, ведущим к открытиям. Как это делается? А вы не знаете?

Идете вы по улице, и в голове у вас, ну, нельзя сказать, чтоб совсем ничего. Так. А если честно, почти ничего: «Вот трамвай идет. Мой? Нет. Мне нужен 24-й номер. Черт, брюки забрызгал, опять тетка ругаться будет: не бережешь, не бережешь. А в каких я сегодня брюках? В новых. Балда! На вечер не в чем идти будет... Мороженое, что ли, купить? Нет, не хватит, только на пирожок...»

Зато стоит прийти после института домой, сесть за щербатый чистенький кухонный стол и начать есть суп с вермишелью – как нате! Берите! Вот они, стихи! Вот они, идеи! Вот они, желание и воля к большим, настоящим делам! А тетка ругается – заснул, что ли, над супом? Опять, наверно, копеечных пирожков наелся.

И как-то сразу обидно покажется, будто и мысли-то у тебя тоже вроде копеечного пирожка. А, наверное, были и настоящие, только не вовремя приходили.

Вот и надо приучать себя. Для самосознания.

Третье – девчонки. Разные, всякие московские девчонки. Стриженые и с длинными космами, рыжие и чернявые, толстые и худые, глупые и умные. Как и везде, впрочем. Но нет! Тут москвички, да еще студентки! Тут уж надо разворачиваться вовсю. И уже не так, как в школе, там отношения с девчонками все еще были где-то на грани пятого класса, когда высшим проявлением внимания было дерганье за косы. А здесь нужно много и умно говорить, уметь танцевать, «провожаться» по улицам Москвы (желательно нести ее папку, если, конечно, нет своей, а то ведь смехота, с двумя папками). И ни за что в жизни не сознаваться в главном своем недостатке – что ты первый раз держишь девчонку под руку. Тяжелое это дело. Да еще принимая во внимание, что никто из всех этих девчонок не нравится. Крикливые, писклявые, воображалы. Такие же, как в школе, только либо обрезали косы, либо наверх фигой завернули. Притворяются. И ты притворяйся, как дурак. И, главное, стараешься влюбиться! Иногда получается, иногда нет. Раз на раз не выходит.

И еще. Нужно найти настоящего, закадычного друга. Конечно, есть школьные друзья. Но они далеко. И потом, вся История говорит о том, что именно со студенческой скамьи начинались все великие дружбы. И ты готов в каждом подозревать будущего своего неразлучного друга. Ты очень придирчив, ты внимательно присматриваешься к окружающим. Каждый мало-мальски спортсмен, свой в доску, горлопан и рубаха-парень – тебе друг такой, что, когда вы расстаетесь по какому-нибудь важнейшему несогласию, тебе бывает очень долго грустно... Целую неделю.

А каждое утро, когда встаешь, такое счастливое, что дух захватывает, как на стометровке. Беги, спринтер! Ты должен взять все рубежи. Стакан чаю, проглоченный на ходу кусок пирога, троллейбус, метро, кросс до институтских дверей, аудиторный зал, перерыв, буфет! До чего чертовски весело жить! И вся недолга. И точка.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Наедине с собой

Владислав Дворжецкий