Тепловоз

П Лопатин| опубликовано в номере №24, март 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

Поэтому для «кормежки» его устроено специальное приспособление - «стокер», - которое автоматически (само собой) доставляет уголь в топку паровоза, сначала раздробив его в тут же находящейся, механической дробилке.

Но, седая большое количество топлива, паровоз и воды выпивает достаточно. Поэтому, чтобы не задерживать паровоза слишком долго на станциях для набора воды, эту операцию с успехом производят во время хода поезда.

Для этого в определенных местах пути между рельсами устраивают желоб, наполненный водой, а под тендером паровоза укрепляют трубу, направленную раструбом в сторону движения. Таким образом, поезд, на полном ходу, идя над желобом, подцепляет воду своей трубой, пополняя тем самым запас воды в котле и не тратя в тоже время ни секунды на простой у станционной водонапорной колонки.

И все - таки, несмотря на всю эту исполинскую мощность нового сверхпаровоза, Стефенсон с гордостью может утверждать, что и этот паровоз - его детище, потому, что ведь и у него сущность - все та - же - старая паровая, поршневая машина.

От 5 1/2тыс. пуд. (вес поезда)... до 750 тыс. пуд. От 51/2 вер. в час (скорость)... до 150 вер. в час.

Вот путь, который прошел паровоз за свое столетнее пребывание на железной дороге.

Когда - то, 100 лет тому назад, он был революционером. Ему трудно тогда далась победа. Но, победивши, он быстро завоевал весь мир и сейчас является неограниченным владыкой на железной дороге.

До самого последнего времени казалось, что никто не может бороться с паровозом и ничто не может заменить его на рельсах. И только вот теперь на наших глазах, появившиеся на Октябрьской дороге наши два тепловоза бросили смелый вызов старику - паровозу. Они вступили с ним в решительный бой.

Начинается новый переворот на железной дороге.

И для всех ясно, что в этой борьбе победителем останется молодой революционер тепловоз.

Но чем же плох паровоз? Чем не угодил он современной технике? Трудно на протяжении нескольких строчек перечислить все «грехи» паровоза, большие и маленькие. Поэтому здесь мы остановимся только на основных его «смертных грехах».

Первое - это его жадность, бессовестная, безудержная жадность к топливу. Достаточно сказать, что паровозная машина - самая неэкономная из всех известных в технике машин. Если вы хотите точно проследить всю его жадность, приглядитесь к нашему рисунку.

Он дает наглядное представление, куда тратит хорошая заводская, паровая машина энергию сжигаемого в его топке топлива. Из чертежа видно, что только 12% ее идет на полезную работу.

Но ведь это - лучшая паровая машина. А паровоз хуже ее в 3 раза: в нем только 4% - 5% идет на тягу поезда, а остальное пропадает даром. Ведь, это значит, что из каждых 100 пудов, сжигаемого в паровозной топке, топлива только 4 - 5 пудов тратится со смыслом (на передвижение поезда), остальные же пропадают совершенно бессмысленно.

А теперь подсчитайте, сколько миллионов народных денег за 100 лет существования паровоза без пользы вылезло из его трубы вместе с дымом - и этот счет паровозу от обкраденного им человечества будет невероятно велик.

Второй грех. Паровоз требует для своей работы в 7 - 8 раз больше воды, чем топлива, и эти водяные запасы не только делают его очень тяжелым, но заставляют расходовать громадные деньги на то, чтобы оборудовать железные дороги водоснабжением К тому же эта горячая любовь паровоза к воде делает совершенно невозможной постройку железной дороги в безводных степях или в районе вечной мерзлоты.

Третий «паровозный грех» - это то, что наш «старик» удивительно любит лечиться. Частая чистка парового котла заставляет его немалое время проводить в депо, не принося ровно никакой пользы железной дороге.

Четвертый грех. Паровоз тяжел на подъем: надо 2 часа возиться с его топкой прежде, чем он в состоянии будет начать свою работу.

Вот краткий перечень основных паровозных грехов. Ясно, что это далеко не идеальная машина, и неудивительно, что современная техника уже давно подняла восстание против паровоза.

Но мало поднять восстание, надо найти еще заместителя, более достойного, чем умирающий паровоз. А это было не так легко, и только теперь эти заместители, блестящие и новенькие, появились на Октябрьской жел. дороге.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены