Тайна для двоих

Сергей Голод| опубликовано в номере №1446, август 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Недавно в вечерней электричке я ненароком услышал разговор двух совсем юных девушек — обеим на вид было лет по пятнадцать-шестнадцать. — Марин, а какие у тебя отношения с Володькой? — допытывалась одна у другой. — Серьезные или... просто так?

— «Просто так»!.. Да у нас с ним интимные отношения! Все по-настоящему, понимаешь? — отвечала та с многозначительной улыбкой.

— Как у взрослых?

— Я же тебе говорю: интимные! Мы ведь уже полгода встречаемся...

— И... не боитесь?

— А чего бояться? Не маленькие!

Было нетрудно догадаться, о каких именно отношениях говорила «смелая» девушка своей подруге: о физической близости. Но вот использовала термин «интимные отношения» не совсем точно. В литературе да и в повседневной жизни слово «интимный» нередко употребляется в качестве синонима слова «сексуальный». Однако хочу сразу напомнить моим молодым читателям, что в переводе с латинского интимное означает внутреннее, сокровенное. По В. И. Далю, интимный — это близкий, тесный, задушевный, искренний. Поэтому не стоит вкладывать в понятие «интимная жизнь», «интимные отношения» узкий смысл. Думаю, если чего-то и не хватало той «смелой» девушке в электричке, так это подлинно интимных, сердечных взаимоотношений со своим Володей. Впрочем, может быть, я и ошибаюсь. По крайней мере хотел бы на это надеяться: мы порой слишком резко да и, пожалуй, не всегда объективно судим о нынешнем поколении молодежи, о его «сексуальных вольностях». Это мнение несколько преувеличено, как и мнение о якобы повышенной сексуальности современных юношей и девушек.

Долгие годы у нас почему-то считалось, что говорить о сексуальных проблемах вслух чуть ли не безнравственно. А если и говорили, то не иначе, как с ханжеским лицемерием. С каким трудом десять лет назад приходилось мне и моим коллегам «пробивать» статьи о формировании половой культуры и половом воспитании! Чиновники от педагогики и журналистики воспринимали их в штыки: «Да вы что, товарищи! Разве можно об этом писать открыто? Мы же развратим молодежь, а тем более подростков... Какой может быть у нас «секс»! Юношество должно думать не о сексе, а об учебе и работе. Это тайна для двоих!..»

Правильно, тайна для двоих. Но чтобы она действительно была тайной, чем-то сокровенным, нужно этих двоих подготовить к «обращению» с этой тайной, а не поступать с ними так, как учат плавать в деревне: бросят в воду — и плыви...

До недавних пор о половом просвещении школьников и подготовке их к семейной жизни не могло быть и речи. Да что там школьники! Даже молодые рабочие и студенты имели весьма смутное представление об анатомических и физиологических аспектах половой жизни. Так, наш опрос тысячи ленинградских студентов выявил отсутствие даже элементарных знаний в этой области у... выпускников медицинских институтов. Например, одна студентка, будущий педиатр, так описала свое «просвещение»: «Читаю художественную литературу, останавливаю внимание на пикантных местах, а потом за уточнением некоторых деталей обращаюсь к медицинскому справочнику».

Сейчас наконец мы стали понимать, что формирование половой культуры — очень важная часть воспитания культуры общечеловеческой. В школах ввели новый урок — «Этика и психология семьи». Стали появляться популярные книги, посвященные половому воспитанию и подготовке молодежи к супружеской жизни. Но пока это еще капля в море Мы отстали в вопросах полового просвещения не только от западных, но и от многих социалистических стран.

К сожалению, у нас до сих пор нет серьезных пособий для преподавателей и родителей. Да и не только учебников — у нас нет разработанных принципов сексуального просвещения. Ибо считалось, что чем меньше мы будем об этом говорить, тем меньше будет интерес юношества к «запретной теме». И что в итоге? Отсутствие знания никогда и ни в какой области человеческой деятельности не давало положительного эффекта. Можно ли представить человека за рулем автомобиля или у пульта ЭВМ без основательной подготовки? Каждый скажет: нет. Но ведь отношения между мужчиной и женщиной, несомненно, более сложны и многогранны, чем между человеком и машиной!

Назовем вещи своими именами. Невежество в половых вопросах нередко становилось причиной многочисленных разводов, ранних беременностей и абортов, венерических заболеваний...

Во все времена особое место в духовном мире человека занимали любовные переживания. Они всегда находились под воздействием морально-нравственных, социальных и общекультурных факторов, эстетических идеалов, существующих в обществе. Ученые называют это «сферой морального регулирования». В разные времена и в разных странах половая мораль не была одинаковой. Однако общественное мнение всегда порицало половую распущенность, проституцию, половые извращения.

Проблемы любви и брака с давних пор привлекали к себе внимание мыслителей. Достаточно вспомнить «Пир» Платона и «Опыты» Монтеня, «Мораль любви» Рассела и «Крейцерову сонату» Льва Толстого. Половая любовь, как писал Энгельс, «была той осью, вокруг которой вращалась вся мировая поэзия в течение тысячелетия». О двойственности, сложности любви написано множество философских трактатов. Например, Платон символически изображал любовь в образе Афродиты небесной, то есть возвышенной, духовной и романтической, и Афродиты земной, телесной, прозаической.

Та же двойственность и в самом боге любви Эроте, писал Платон, он «совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, необут и бездомен; он валяется на голой земле под открытым небом... Но с другой стороны, он... тянется к прекрасному и совершенному, он храбр, смел и силен». Любовь, по Платону, это не статичное, законченное состояние, а творческое стремление к красоте, ощущаемое и как великое богатство души, и как ее бедность, ненаполненность.

В истории учений о любви было немало попыток взять за основу одно существенное начало и вывести из него все следствия и проявления этого чувства. Шопенгауэр считал, что любовная страсть не что иное, как голос рода, инстинкт, который действует вопреки индивидуальному рассудку и эгоистическому счастью, принуждает влюбленного совершать подвиги самоотвержения для того, чтобы найти и завоевать партнера, от которого он сможет произвести на свет наиболее совершенное потомство. Этим и объясняется то, что «крайности сходятся»: ведь каждый человек бессознательно ищет такого партнера, в котором ярче всего выражены свойства, ему самому недостающие.

Смысл любви, по Шопенгауэру, раскрывается в инстинкте размножения, а сила страсти — просто уловка, выдуманная природой для того, чтобы заставить человека служить интересам рода, забыв о покое и комфорте. Владимир Соловьев отмечал, что размножение в принципе может обходиться и без любви. По его мнению, любовь имеет чисто личностный, индивидуально-эстетический смысл. Она есть не что иное, как точка высшего расцвета человеческого существа, в которой все творческие силы человека соединяются, чтобы окончательно преодолеть влечение тела и образовать свободную духовную личность.

Если определить практическую жизненную цель, к которой стремилась человеческая мысль в неустанных поисках смысла любви, то можно обозначить ее одним словом: гармония. Любовь в ее высшем, идеальном проявлении всегда есть стремление к гармонии духовного эстетического идеала и его реального телесного воплощения, гармонии влечений ума, сердца и тела...

Я не согласен с теми, кто пытается утверждать, что «у нас все не так, как на Западе». Да, «славянская любовь», веками стоявшая на основе христианской морали, всегда отличалась глубиной и верностью. Кстати сказать, «рыцарская любовь», рожденная в замках французского Прованса, идеализировала весьма странные отношения — рыцарь, как правило, избирал в дамы сердца не свою, а чужую жену. В России же испокон веку придерживались совсем иных моральных норм: дом, очаг, семья для людей всегда были святы. Любая измена считалась большим грехом и осуждалась публично. Об интимных отношениях, супружеской жизни у нас никогда прилюдно не говорили.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

За что?

Защитить невиновного