Тайна для двоих

Сергей Голод| опубликовано в номере №1446, август 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Впрочем, и западная христианская мораль вплоть до XX века относилась к физической близости с откровенной враждебностью. Блестящее подтверждение живучести предрассудков в области половых отношений — актуальные и поныне слова Мишеля Монтеня: «В чем повинен перед людьми половой акт — столь естественный, столь насущный и столь оправданный, — что все как один не решаются говорить о нем без краски стыда на лице и не позволяют себе затрагивать эту тему в серьезной и благопристойной беседе? Мы не боимся произносить: убить, ограбить, предать, — но это запретное слово застревает у нас в зубах. Нельзя ли отсюда вывести, что чем меньше мы его упоминаем в наших речах, тем больше останавливаем на нем наши мысли?»

Эти строки написаны свыше трехсот лет назад. Сколько же времени понадобилось человечеству, чтобы научно осмыслить значение жизненно важных проблем полового воспитания! В нашей стране первые попытки их изучения начались в 20-е годы.

А. Коллонтай изложила свои взгляды в статьях «Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений» и «Дорогу крылатому эросу! (письмо трудящейся молодежи)». По мнению Коллонтай, «половой акт должен быть признан актом не постыдным или греховным, а естественным и законным, как и всякое другое проявление здорового организма, как утоление голода или жажды». При этом она подчеркивает, что коммунистическая мораль осуждает половое общение, вызванное оголенным физическим влечением, не окрашенное любовью или хотя бы временной страстью. В то же время коллектив должен осуждать брачное общение лиц, не питающих друг к другу физиологического влечения. Другими словами, по Коллонтай, пролетариат может признать моральными только такие отношения полов, при которых эмоциональная вовлеченность сопряжена с духовной общностью.

Развивая свои взгляды на коммунистическую мораль в статье «Дорогу крылатому эросу!», Коллонтай выдвигает предположение о том, что в будущем рабочему классу будет совершенно безразлична форма сексуально-любовных отношений — длительный (в том числе юридически оформленный) союз или быстро проходящая связь. Идеология рабочего класса, с ее точки зрения, не ставит никаких внешних границ любви, но требовательна «к содержанию любви, к оттенкам чувства и переживаний, связывающих оба пола». Правда, все это — дело будущего, а пока «на переломе двух культур» формирующаяся пролетарская мораль должна покоиться на трех основных положениях:

— равенство во взаимных отношениях;

— взаимное признание прав другого, без претензий владеть безраздельно его сердцем и душой;

— товарищеская чуткость, умение прислушаться и понять работу души близкого и любимого человека.

В. И. Ленин в письмах к И. Арманд подчеркивал, что сексуальные отношения возможно рассматривать только диалектически, как единство общественного и личного. Отсюда резкое осуждение и буржуазной аморальной теории «стакана воды», отрицающей социальную обусловленность сексуального поведения человека, с одной стороны, а с другой — отрицание ханжеского взгляда, не считающего любовь, эмоциональную вовлеченность необходимым условием сближения. Признавая необходимым расширение индивидуальной свободы в любви, В. И. Ленин требовал уточнить, о какой свободе идет речь. Одно дело — свобода от корыстного расчета, родительского запрета или обывательских пересудов. Другое дело — свобода от глубокого чувства, от ответственности за свое поведение. В свете этих мыслей В. И. Ленина становится очевидным, что переход к новым брачно-сексуальным отношениям невозможен без роста личной ответственности, особую роль которой подчеркивала А. Коллонтай. Но рост ответственности тесно связан с воздействием на человека моральных норм, существующих в обществе.

Столкновение взглядов по поводу половой морали в 20-х годах, широкая дискуссия, в которой участвовали люди разных возрастов, способствовали становлению этической теории, необходимой для анализа и оценки нравственных отношений в социалистическом обществе. Да, многие мнения тех лет были весьма спорны, но сама атмосфера гласности заставила людей задуматься над содержанием сексуально-брачных отношений.

По данным социально-биологических исследований, в добрачных отношениях в начале 20-х годов состояли до 46 процентов женщин и 85 процентов мужчин. Сразу замечу: эта статистика очень мало отличается от сегодняшней. Но сейчас мы о ней не любим говорить: молодые люди с неохотой отвечают даже на анонимные анкеты. И ученым не доверяют, стесняются. Это уже наша вина. От того, что мы замалчиваем проблемы сексуальных отношений, они не становятся менее острыми, и каждое поколение молодых страдает от своей половой непросвещенности. Наверное, поэтому многие девушки вступают в первую половую связь «из любопытства», что чревато всевозможными последствиями.

Что примечательно, 90 процентов мужчин и свыше 80 процентов женщин считают возможным вступление в добрачные сексуальные отношения, и не только с любимыми, но и просто со знакомыми.

Эти данные подтверждают отмирание «двойной» морали. Мужчины стали терпимее относиться к добрачным связям своих невест. И сами женщины уже в большинстве случаев оправдывают сексуальные отношения до замужества.

Каковы причины этих изменений в сексуальной морали молодежи? Они связаны прежде всего с такими коренными сдвигами, как научно-технический прогресс, индустриализация и урбанизация. Индустриализация повлекла за собой массовую миграцию населения из сельской местности в города. А это означало кризис старой системы контроля за сексуальным поведением человека со стороны родных и соседей.

Семья на протяжении длительного времени являлась одновременно и обособляющим, и связующим звеном для ее членов по отношению к городу и государству. Личность растворялась в семье. Теперь роль этой важнейшей ячейки общества изменилась. Деторождение теряет характер определенного общественного или этического долга и все более становится частным делом самих супругов. Появляется семья нового типа — с более демократичным распределением ролей между мужем и женой.

Претерпел изменения и весь жизненный цикл человека. Так, в течение последних десятилетий половое созревание у девочек снизилось с 15,6 до 12,6 лет. Переход во взрослое состояние в настоящее время происходит значительно позднее полового созревания. Разрыв между половой и социальной зрелостью обостряет проблему добрачных отношений. Действительно, наступление половой зрелости в 13 — 14 лет при социальной задержке на 8 — 10 лет неизбежно приводит к распространению более ранних сексуальных связей. Возраст начала активной половой жизни распределился так: мужчины до 16 лет — 10,3 процента и женщины — 2 процента; мужчины от 16 до 18 лет — 43 процента, женщины — 13 процентов; мужчины 19 — 21 год — 33 процента и их сверстницы — 51 процент.

Ускорение физического развития принято объяснять улучшившимся питанием и широко развитым медицинским обслуживанием. Вместе с тем все исследователи отмечают, что в городе сейчас половое созревание наступает раньше, чем в сельской местности. Очевидно, здесь сказывается влияние социально-психологических факторов: интенсивный рост городской жизни, стимулирование интереса к половым проблемам поведением старших сверстников, литературой и искусством — все это ускоряет развитие нервной системы, включая и сексуальную реакцию. Даже и сегодня среди ученых мнения о половой свободе неоднозначны. Одни видят в ней упадок морали и нравов. Другие указывают на более полное индивидуальное самовыражение и «интенсификацию» любовных чувств.

Читатель вправе спросить: почему же увеличивающаяся сексуальная свобода получает неоднозначную оценку в обществе? Как относиться к добрачным связям, в которые сегодня вступают многие юноши и девушки?

В нашем обществе происходит известное переосмысление и других нравственных понятий, например, понятия «целомудрие». Оно ранее оценивалось преимущественно с физиологических позиций, и потому большинство мужчин желали сохранения женщинами девственности к моменту заключения брака, видя в этом гарантию «чистоты» невесты. Не означало ли это, что о целомудрии судили скорее по физическим, чем по душевным его проявлениям? Осознав значение духовно-нравственных качеств человека, молодежь переносит акцент на нравственную сторону, способствуя тем самым возникновению единого критерия для оценки сексуального поведения мужчин и женщин.

Однажды по ленинградскому радио прозвучала передача «Береги честь смолоду!». Желали ее авторы этого или нет, но передача была выдержана в духе «двойной» морали: из нее вытекало, что девушки должны по-домостроевски беречь свою честь, о юношеской же чести (или достоинстве) вопрос даже не ставился. В ответ на эту передачу на радио пришло много писем, разумеется, в основном от девушек.

П., 25 лет. «...Я окончила вуз, с душой отдаюсь любимой работе, люблю стихи, театр, музыку, сама играю на рояле, люблю рисовать. Как видите, духовный мир не беден. Думаете, у меня не было юношей? Были, и немало. Среди них были рабочие, студенты, курсанты, инженеры. И ни одному из них не нужен был мой духовный мир. Им нужны были женщины, и они находили их. А я периодически оставалась одна до следующего знакомства. Да, я не совершила ошибки в своей жизни, я боролась за сохранение своей девичьей чести. Порой эта борьба была самой настоящей. Я всегда одерживала победу, но что толку? Раньше я гордилась своей чистотою, а теперь перестала...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Будни

Девять парней одного призыва. Глава шестая