Мяч метался между лодками, зависал, взлетая в воздухе, вновь плюхался на воду, поднимая фонтаны брызг и вдруг... исчез. Зрители недоуменно переглядывались, но раскатистый судейский свисток все объяснил: удаление. Топить мяч по правилам кану-поло запрещается. И провинившийся игрок понуро погреб к берегу.
У нас в стране с этой диковинной игрой, о месте и времени рождения которой до сих пор не стихают ожесточенные споры, зрители впервые познакомились на показательных выступлениях в программе Игр доброй воли. Болельщики пришли в восторг от необычного зрелища, но были в тот день на берегу и спортсмены — участники Игр. Гребцы, например. Сначала они несколько снисходительно поглядывали на кануполистов, потом попросились попробовать. Скопление народа их, похоже, нисколько не смущало — вода ведь родная стихия. И в лодках они действительно сидели как влитые. Вот только мяч их никак не слушался — все куда-то уплыть или улететь норовил. Теперь уже усмехались кануполисты — игра-то, оказывается, требует навыков.
Гребное поло — своеобразный гибрид поло водного, тенниса и... футбола. Да, да, ведь мяч здесь нельзя топить и задерживать в руках или в лодке свыше трех секунд. Касаться же его можно любой частью тела, и самые, поверьте, эффектные мячи в сетку ватерпольных ворот забиваются головой. С футболом кану-поло роднят и размеры «поля», и способы ввода мяча в игру — те же ауты, угловые, штрафные удары, нет только что положений вне игры: водные «офсайды» вызывали бы, пожалуй, слишком уж большие разногласия.
Первыми у нас новую игру освоили все-таки гребцы — воспитанники тренера Сергея Папуша из секции водного слалома московского «Буревестника». «Школа Папуша» имеет давние традиции, члены секции составляют основу сборной Москвы, а лидеры, такие, например, как Леонид Поляев и Лев Макаров, неоднократно брали первые призы и на всесоюзных соревнованиях.
Как впервые в воде рядом с ними оказался мяч, слаломисты теперь уж и не помнят, но забава быстро переросла в увлечение, а на тренировках стала одновременно и подспорьем, и такой нужной разрядкой. Ловкое обращение водников с мячом вскоре заметили, стали приглашать для участия во всевозможных шоу — кану-поло все же пока больше воспринимают как развлечение, нежели как серьезную спортивную игру, но со временем на смену показательному этапу придет, наверное, и соревновательный.
Интерес к себе необычный вид спорта сразу возбудил немалый, и байдарочный эллинг № 2 на речке Сходне, где базируется хозяйство Папуша, повидал уже немало визитеров со всех концов страны. В советах и консультациях здесь никому не отказывают, но надо уже и делом помочь энтузиастам, ведь отечественная промышленность не выпускает даже ватерпольных ворот, а специальных игровых лодок в Самарканде было изготовлено лишь десять штук — опытная партия. В будущем, возможно, наладится и серийный их выпуск. Но играть-то многие хотят уже сейчас.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Книги, о которых говорят
Тревожное письмо
Рассказ